Акты налогового законодательства, не указанные в частях пятой и
шестой настоящей статьи, вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в них не указан более поздний срок.
3) в качестве члена семьи лиц, указанных в пункте 1 настоящей части, при условии, что таким физическим лицом не осуществлялась предпринимательская деятельность;
2) любое место управления, представительство, филиал, отделение, бюро, контору, офис, кабинет, агентство, фабрику, мастерскую, цех, лабораторию, магазин, склад; грант — имущество, предоставляемое на безвозмездной основе государствами, правительствами государств, международными и иностранными правительственными организациями, а также международными и иностранными неправительственными организациями, включенными в перечень, устанавливаемый Правительством Республики Узбекистан, Республике Узбекистан, Правительству Республики Узбекистан, органам самоуправления граждан, юридическим и физическим лицам, а также имущество, предоставляемое на безвозмездной основе иностранными гражданами и лицами без гражданства Республике Узбекистан и Правительству Республики Узбекистан; дивиденды — доход, подлежащий выплате по акциям; часть чистой прибыли и (или) нераспределенной прибыли прошлых лет, распределяемой юридическим лицом между его учредителями (участниками, членами по их долям, паям, вкладам); доходы от распределения имущества при ликвидации юридического лица, а также при изъятии учредителем (участником, членом) доли (пая, вклада) участия в юридическом лице, за вычетом стоимости имущества, внесенного учредителем (участником, членом) в качестве вклада в уставный фонд (уставный капитал); доходы акционера, учредителя (участника, члена) юридического лица, полученные в виде стоимости дополнительных акций, увеличения номинальной стоимости акций, увеличения стоимости доли (пая, вклада) в случае направления нераспределенной прибыли на увеличение уставного фонда (уставного капитала); гуманитарная помощь — целевое безвозмездное содействие для оказания медицинской и социальной помощи социально уязвимым группам населения, поддержки учреждений социальной сферы, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций. Гуманитарная помощь предоставляется в виде лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продовольствия, товаров народного потребления, других товаров, включая оборудование, транспорт и технику, а также добровольных пожертвований, выполненных работ и оказанных услуг, включая транспортировку, сопровождение и хранение грузов гуманитарной помощи, и распределяется Правительством Республики Узбекистан через уполномоченные им организации; реализация — отгрузка (передача) товаров, выполнение работ и оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача залогодателем права собственности на заложенные товары залогодержателю. Документами, подтверждающими реализацию, являются счет-фактура, акты о выполнении работ или оказании услуг, квитанции, чеки, другие документы, подтверждающие факт отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг; чрезвычайные обстоятельства — чрезвычайные, непредотвратимые и непредвиденные при данных условиях обстоятельства, вызванные природными явлениями (землетрясение, оползень, ураган, засуха и другие), другими стихийными бедствиями или социально-экономическими обстоятельствами (состояние войны, блокады, запрет на импорт и экспорт в государственных интересах и другое), которые не зависят от воли и действий сторон, в связи с которыми не могут быть выполнены принятые обязательства; Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 1—6 части второй,
пунктах 1—4 части третьей, в абзацах
втором и
четвертом части пятой настоящей статьи, являются общегосударственными налогами и другими обязательными платежами. Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в
пунктах 7—10 части второй,
пункте 5 части третьей, в
абзаце третьем части пятой настоящей статьи, относятся к местным налогам и другим обязательным платежам.
Налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, относящиеся к периоду, за который налоговая отчетность уже представлена в органы государственной налоговой службы, имеет право в течение срока исковой давности по налоговому обязательству, установленного статьей 38 настоящего Кодекса, представить уточненную налоговую отчетность за тот же период. Данная норма не применяется в случаях, если уточненная налоговая отчетность, предусматривающая уменьшение суммы налогов и других обязательных платежей, представляется за период, проверенный органами государственной налоговой службы в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии).
Зачет излишне уплаченного налога в случаях, предусмотренных пунктами 2,
3 и
5 части второй настоящей статьи, производится соответствующими финансовыми органами при представлении органом государственной налоговой службы заключения о проведении зачета, на основании письменного заявления налогоплательщика. Орган государственной налоговой службы обязан представить финансовым органам заключение о проведении зачета в трехдневный срок с даты подачи налогоплательщиком письменного заявления.
После проведения зачета в порядке, предусмотренном статьей 56 настоящего Кодекса, оставшаяся сумма излишне уплаченных налогов подлежит возврату путем перечисления денежных средств на банковский счет налогоплательщика.
В случае непогашения налоговой задолженности юридическим лицом в течение десяти дней со дня получения им требования о погашении налоговой задолженности, и если в результате применения мер, предусмотренных частью первой настоящей статьи, налоговая задолженность остается непогашенной, органы государственной налоговой службы обращают взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов, в порядке, установленном
статьей 64 настоящего Кодекса.
База данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, формируется на основании данных финансовой и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, данных, представляемых органами, организациями, предусмотренными статьей 84 настоящего Кодекса, а также информации, собранной органами государственной налоговой службы из других источников, в том числе в ходе налоговых проверок.
Порядок формирования и ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, устанавливается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Порядок проведения хронометража поступления наличной денежной выручки определяется Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан.
Перечень отдельных категорий юридических и физических лиц, имеющих право осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин в силу специфики своей деятельности, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Обособленным подразделениям юридического лица, указанным в части второй статьи 35 настоящего Кодекса, присваивается идентификационный номер налогоплательщика — юридического лица, создавшего данное обособленное подразделение, с добавлением контрольных знаков.
обособленные подразделения юридического лица, исполняющие налоговые обязательства самостоятельно на основании части второй статьи 35 настоящего Кодекса, — в органе государственной налоговой службы по месту нахождения или осуществления деятельности обособленного подразделения;
Юридические лица — резиденты Республики Узбекистан, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, обязаны в течение десяти дней со дня государственной регистрации предоставить в орган государственной налоговой службы заявление о постановке на учет. К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.
Для постановки на учет обособленного подразделения, исполняющего налоговые обязательства самостоятельно на основании части второй статьи 35 настоящего Кодекса, юридическое лицо, создавшее данное обособленное подразделение, обязано в течение десяти дней со дня принятия решения о его создании и (или) выделении на самостоятельный баланс представить в орган государственной налоговой службы заявление о постановке на учет. В заявлении в обязательном порядке указывается идентификационный номер налогоплательщика — юридического лица, создавшего данное обособленное подразделение. К заявлению прилагается решение юридического лица о создании обособленного подразделения, а также доверенность, выданная его руководителю.
Физические лица — резиденты Республики Узбекистан, за исключением указанных в части первой настоящей статьи настоящего Кодекса, обязаны в течение десяти дней со дня возникновения объекта налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом представить в орган государственной налоговой службы заявление о постановке на учет.
Если юридическое лицо — резидент Республики Узбекистан имеет несколько обособленных подразделений, указанных в части третьей настоящей статьи, постановка на учет производится по каждому обособленному подразделению в соответствующих органах государственной налоговой службы.
Пообъектная постановка на учет налогоплательщика осуществляется после его постановки на учет в порядке, установленном статьей 80 настоящего Кодекса, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом у налогоплательщика возникло обязательство по уплате земельного налога или налога за пользование водными ресурсами не по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Обязанность, указанная в части третьей настоящей статьи, не распространяется на физических лиц — плательщиков налога на имущество и земельного налога, пообъектная постановка на учет которых производится органами государственной налоговой службы самостоятельно.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, за исключением указанных в части второй статьи 80 настоящего Кодекса, обязаны передать органу государственной налоговой службы по месту регистрации выписку из государственного реестра соответствующих юридических лиц не позднее десяти дней со дня государственной регистрации этих юридических лиц. Указанные органы также обязаны сообщить органу государственной налоговой службы о любых изменениях, внесенных в государственный реестр, касающихся соответствующих юридических лиц, не позднее десяти дней со дня внесения таких изменений.
При проведении налоговых проверок органы государственной налоговой службы вправе в установленном настоящим Кодексом порядке обследовать территорию и помещения налогоплательщика, производить инвентаризацию имущества, истребовать документы, изымать документы и предметы, получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально-ответственных работников налогоплательщика, принимать меры по приостановлению операций по банковским счетам, привлекать эксперта и назначать экспертизу, требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства, совершать другие действия, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами законодательства. Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения документов налогоплательщику, указанных в абзаце пятом части первой настоящей статьи. Отказ налогоплательщика от получения данных документов не является основанием для отмены налоговой проверки. В случае отказа налогоплательщика от получения данных документов должностным лицом органа государственной налоговой службы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. В данном случае началом проведения налоговой проверки считается момент подписания акта.
не вручены либо не оформлены в установленном порядке документы, указанные в абзаце пятом части первой настоящей статьи, за исключением случаев отказа налогоплательщика от их получения;
Должностные лица органа государственной налоговой службы, проводящие налоговую проверку, при необходимости могут проводить обследование территории, производственных, складских, торговых и иных помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также инвентаризацию имущества налогоплательщика. При проведении обследования вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель. В необходимых случаях при обследовании производится фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, о чем указывается в протоколе. По результатам обследования составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 100 настоящего Кодекса.
Документы, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, и предметы правонарушения, за исключением документов и предметов, предусмотренных в части второй настоящей статьи, могут быть изъяты на основании мотивированного постановления должностного лица органа государственной налоговой службы, проводящего налоговую проверку.
Изъятие документов и предметов оформляется протоколом с соблюдением требований, предусмотренных статьей 100 настоящего Кодекса. В протоколе либо в прилагаемых к нему описях должны быть перечислены и описаны документы и предметы с указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.
Постановление о назначении экспертизы принимается руководителем органа государственной налоговой службы на основании ходатайства должностного лица, проводящего проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, наименование организации, которая должна проводить экспертизу, или фамилия, имя, отчество эксперта, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. К акту налоговой проверки должны быть приобщены копии документов, послуживших основанием для проведения налоговой проверки, указанные в статье 88 настоящего Кодекса, протоколы о совершении действий в рамках налоговой проверки, акты инвентаризации, заключение экспертов, материалы, полученные в ходе проведения налоговой проверки, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках налоговой проверки.
При неустранении налогового правонарушения и неуплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в срок, установленный частью первой настоящей статьи, орган государственной налоговой службы принимает меры по принудительному взысканию налогов, других обязательных платежей и пени в соответствии со
статьями 62—65 настоящего Кодекса, а также обращается в суд с исковым заявлением о применении штрафа в отношении налогоплательщика.
При признании вины в совершенном налоговом правонарушении налогоплательщик вправе в срок, установленный частью четвертой настоящей статьи, обратиться в орган государственной налоговой службы с заявлением о предоставлении срока, необходимого для добровольной уплаты штрафа (с указанием конкретного срока). Руководитель или заместитель руководителя органа государственной налоговой службы, принявшего решение о применении штрафа, не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления принимает решение о предоставлении срока, запрашиваемого налогоплательщиком. Срок не должен превышать тридцати дней, а в случае, предусмотренном
частью третьей статьи 54 настоящего Кодекса, — шести месяцев со дня принятия решения о предоставлении срока для добровольной уплаты штрафа. Если этими способами копию решения вручить налогоплательщику невозможно, она отправляется по почте заказным письмом и считается врученной по истечении трех дней после отправки.
Совершение действий, предусмотренных в части первой настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа —
Совершение действий, предусмотренных в части третьей настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа —
Налогооблагаемая база определяется исходя из налогооблагаемой прибыли, исчисленной как разница между совокупным доходом и вычитаемыми расходами, предусмотренными настоящим разделом, с учетом льгот, предусмотренных
частью второй статьи 158 настоящего Кодекса, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан, и сумм уменьшения налогооблагаемой прибыли в соответствии со
статьей 159 настоящего Кодекса.
При реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с приобретением товара), а также при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) для целей налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из себестоимости товаров (работ, услуг) или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с приобретением товара). На товары (работы, услуги), по которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), выручка от реализации определяется исходя из установленных цен (тарифов). Корректировка дохода от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренная в части первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам (работам, услугам), на которые установлен гарантийный срок, — в пределах гарантийного срока.
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилищный фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физической культуры и спорта. К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны, прачечные, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания). Для налогоплательщиков, осуществляющих взаиморасчеты в национальной валюте за товары (работы, услуги), по которым цены установлены в иностранной валюте, положительная разница, возникающая в связи с изменением курса, установленного Центральным банком Республики Узбекистан, за период от даты реализации или приобретения товаров (работ, услуг) до даты оплаты за эти товары (работы, услуги), включается в состав совокупного дохода на дату оплаты за товары (работы, услуги) в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
Расходы налогоплательщика, перечисленные в части шестой настоящей статьи, не являются вычитаемыми в случае, если они учитываются в составе какого-либо расхода (являются его частью), не подлежащего вычету, указанного в
статье 147 настоящего Кодекса.
№ группы | № подгруппы | Наименование основных средств | Годовая предельная норма амортизации, в процентах |
I |
| Здания, строения и сооружения |
|
| 1 | Здания, строения | 5 |
| 2 | Нефтяные и газовые скважины |
| 3 | Нефтегазохранилища |
| 4 | Каналы судоходные, водные |
| 5 | Мосты |
| 6 | Дамбы, плотины |
| 7 | Речные и морские причальные сооружения |
| 8 | Железнодорожные пути предприятий |
| 9 | Берегоукрепительные берегозащитные сооружения |
| 10 | Резервуары, цистерны, баки и другие емкости |
| 11 | Внутрихозяйственная и межхозяйственная оросительная сеть |
| 12 | Закрытая коллекторно-дренажная сеть |
| 13 | Взлетно-посадочные полосы, дорожки, места стоянки воздушных судов |
| 14 | Сооружения парков и зоопарков |
| 15 | Спортивно-оздоровительные сооружения |
| 16 | Теплицы и парники |
| 17 | Прочие сооружения |
II | | Передаточные устройства | |
| 1 | Устройства и линии электропередач и связи | 8 |
| 2 | Внутренние газопроводы и трубопроводы |
| 3 | Сети водопроводные, канализационные и тепловые |
| 4 | Магистральные трубопроводы |
| 5 | Прочие |
III |
| Силовые машины и оборудование | |
| 1 | Теплотехническое оборудование | 8 |
| 2 | Турбинное оборудование и газотурбинные установки |
| 3 | Электродвигатели и дизель-генераторы |
| 4 | Комплексные установки |
| 5 | Прочие силовые машины и оборудование (кроме мобильного транспорта) |
IV |
| Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) | |
| 1 | Машины и оборудование всех отраслей экономики | 15 |
| 2 | Сельскохозяйственные тракторы, машины и оборудование |
| 3 | Цифровое электронное оборудование коммутаций и передачи данных, оборудование цифровых систем передач, цифровая измерительная техника связи |
| 4 | Оборудование спутниковой, сотовой связи, радиотелефонной, пейджинговой и транкинговой связи |
| 5 | Аналоговое оборудование коммутаций системы передач |
| 6 | Специализированное оборудование киностудий, оборудование медицинской и микробиологической промышленности |
| 7 | Компрессорные машины и оборудование |
| 8 | Насосы |
| 9 | Подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные машины и оборудование, машины и оборудование для земляных, карьерных и дорожно-строительных работ |
| 10 | Машины и оборудование для свайных работ, дробильно-размольное, cортировочное, обогатительное оборудование |
| 11 | Емкости всех видов для технологических процессов |
| 12 | Нефтепромысловое и буровое оборудование |
| 13 | Прочие машины и оборудование |
V |
| Мобильный транспорт | |
| 1 | Железнодорожный подвижной состав | 8 |
| 2 | Морские, речные суда, суда рыбной промышленности |
| 3 | Воздушный транспорт |
| 4 | Подвижной состав автомобильного транспорта, производственный транспорт | 20 |
| 5 | Легковые автомобили |
| 6 | Тракторы промышленные |
| 7 | Коммунальный транспорт | 10 |
| 8 | Специализированные вахтовые вагоны |
| 9 | Прочие транспортные средства | 20 |
VI |
| Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных | |
| 1 | Компьютеры | 20 |
| 2 | Периферийные устройства и оборудование по обработке данных |
| 3 | Копировально-множительная техника |
| 4 | Прочие |
VII |
| Основные средства, не включенные в другие группы | |
| 1 | Многолетние насаждения | 10 |
| 2 | Прочие | 15 |
Налогоплательщик, приобретающий объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому объекту основных средств с учетом срока использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного объекта основных средств предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств в настоящей статье, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования, но не менее трех лет, этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. При невозможности определения срока использования основных средств, бывших в употреблении, начисление амортизации производится как на новые основные средства. 37) расходы на изобретательство, рационализацию производственного характера, проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацию выставок и смотров, конкурсов, на другие мероприятия по изобретательству и рационализаторству, на выплату авторского вознаграждения, создание новых и совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов, переоснащение производства; Для налогоплательщиков, осуществляющих взаиморасчеты в национальной валюте за товары (работы, услуги), по которым цены установлены в иностранной валюте, отрицательная разница, возникающая в связи с изменением курса, установленного Центральным банком Республики Узбекистан, за период от даты реализации или приобретения товаров (работ, услуг) до даты оплаты за эти товары (работы, услуги), вычитается из совокупного дохода на дату оплаты за товары (работы, услуги) в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. 3) расходы сверх норм, установленные в пунктах 11,
14 и
32 статьи 145 настоящего Кодекса (командировочные, представительские, отчисления по добровольным видам страхования);
В случае осуществления деятельности, указанной в пункте 8 части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, налогооблагаемая база определяется как разница между стоимостью реализации товаров и стоимостью их приобретения с учетом расходов по доставке товаров на склад в Республике Узбекистан.
Доходы, полученные нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности, отвечающей признакам постоянного учреждения, до постановки на учет в органе государственной налоговой службы в качестве постоянного учреждения, подлежат налогообложению у источника выплаты дохода в порядке, установленном статьей 155 настоящего Кодекса. При этом налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты, удержанный налоговым агентом, подлежит зачету в счет погашения налоговых обязательств нерезидента Республики Узбекистан после его постановки на учет в органе государственной налоговой службы Республики Узбекистан в качестве постоянного учреждения.
10) доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг в международных перевозках и при перевозках внутри Республики Узбекистан. При этом доходом, подлежащим налогообложению, является сумма вознаграждения, исчисленная как разница между суммой, полученной от грузоотправителя (грузополучателя), и суммой, подлежащей выплате грузоперевозчику, подтвержденной соответствующими первичными документами грузоперевозчика. При отсутствии соответствующих первичных документов грузоперевозчика налогообложению подлежит вся сумма, выплаченная нерезиденту Республики Узбекистан по ставкам, установленным для налогообложения доходов нерезидента от фрахта, указанных в пункте 9 настоящей части;
В случае если документы, указанные в частях двенадцатой,
четырнадцатой,
пятнадцатой и
семнадцатой настоящей статьи, составлены на иностранном языке, орган государственной налоговой службы Республики Узбекистан вправе потребовать их перевода на государственный язык с нотариальным заверением. При этом представление документов производится с осуществлением их консульской легализации в порядке, установленном законодательством.
Доход от участия в совместной деятельности по договору простого товарищества, определяемый в порядке, установленном статьями 380 и
381 настоящего Кодекса, включается в совокупный доход в составе прочих доходов и подлежит налогообложению налогом на прибыль юридических лиц в соответствии с настоящим разделом.
1) взносов, средств в виде спонсорской и благотворительной помощи экологическим, оздоровительным и благотворительным фондам, учреждениям культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, образовательным учреждениям, органам государственной власти на местах, органам самоуправления граждан, но не более двух процентов налогооблагаемой прибыли; 3) средств, направляемых на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, приобретение нового технологического оборудования, расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, а также на погашение кредитов, полученных на эти цели, возмещение стоимости объекта лизинга, за вычетом начисленной в соответствующем налоговом периоде амортизации, но не более 30 процентов налогооблагаемой прибыли. Уменьшение налогооблагаемой прибыли производится в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы, а по технологическому оборудованию — с момента ввода его в эксплуатацию. В случае реализации или безвозмездной передачи нового технологического оборудования в течение трех лет с момента его приобретения (импорта) действие указанной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на прибыль юридических лиц за весь период применения льготы. Данная льгота применяется налогоплательщиками, осуществляющими производство товаров (работ, услуг); 4) доходы, определенные статьей 155 настоящего Кодекса, за исключением доходов, указанных в
пунктах 1—3 настоящей части, — 20 процентов.
Налогоплательщики налога на прибыль юридических лиц, имеющие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с частью первой настоящей статьи, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.
В течение отчетного периода налогоплательщики, за исключением указанных в части четвертой настоящей статьи, уплачивают налог на прибыль юридических лиц путем внесения текущих платежей.
3) суммы, уплаченные работодателем за амбулаторное и (или) стационарное медицинское обслуживание своих работников и их детей, а также расходы юридического лица на лечение и медицинское обслуживание, приобретение технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты юридическими лицами организациям здравоохранения за лечение, медицинское обслуживание работников, а также в случае выдачи на основании документов, выписанных организациями здравоохранения, наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно работнику, а при его отсутствии — членам его семьи, родителям, или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на банковский счет работника; 12) доходы от продажи выращенных в домашнем хозяйстве, включая дехканское, животных (скота, птицы, пушных и других зверей, рыб и других) в живом виде и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде, кроме промышленной переработки, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства, за исключением продукции декоративного садоводства (цветоводства), в натуральном и переработанном видах. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления налогоплательщиком документа установленной формы, выданного соответствующим органом государственной власти на местах, органом самоуправления граждан, правлением садового, виноградарского или огороднического товарищества, подтверждающего, что реализованная продукция произведена налогоплательщиком на выделенном ему или членам его семьи земельном участке; 19) суммы заработной платы и других доходов граждан, подлежащие налогообложению, направляемые на выкуп имущества государственных предприятий, приобретение акций приватизируемых предприятий, а также доходы в виде дивидендов, направленных в уставный фонд (уставный капитал) юридического лица, от которого получены дивиденды. При выходе (выбытии) из состава учредителей (участников), продаже указанного имущества либо при распределении имущества ликвидируемого юридического лица между его учредителями (участниками) в течение года после применения льготы, предусмотренной настоящим пунктом, доходы, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях; 1) удостоенные звания «Ўзбекистон Қаҳрамони», Героя Советского Союза, Героя Труда, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды войны либо другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в период войны 1941—1945 годов либо при исполнении иных обязанностей военной службы, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих. Основанием для предоставления этих льгот является удостоверение «Ўзбекистон Қаҳрамони», книжка Героя Советского Союза, Героя Труда, награжденным орденом Славы трех степеней — орденская книжка, инвалидам войны — соответствующее удостоверение инвалида войны или справка отдела по делам обороны либо иного уполномоченного органа, другим инвалидам — Удостоверение инвалида о праве на льготы; 7) родители и вдовы (вдовцы) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего СССР, конституционного строя Республики Узбекистан либо при выполнении других обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или «Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего сотрудника органов внутренних дел» либо имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя и печатью учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение. Если указанные лица не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел, выданной соответствующими органами Министерства обороны, Комитета государственной безопасности или Министерства внутренних дел бывшего СССР, а также Министерства обороны, Службы национальной безопасности или Министерства внутренних дел Республики Узбекистан. Вдовам (вдовцам) военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, погибших при защите бывшего СССР, конституционного строя Республики Узбекистан либо при выполнении иных обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в новый брак; 8) военнослужащие и призванные на учебные и поверочные сборы военнообязанные, проходившие службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия. Основанием для предоставления данной льготы являются Свидетельство о праве на льготы или справка отдела по делам обороны, воинских частей, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений или организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности или Министерства внутренних дел бывшего СССР, а также Министерства обороны, Службы национальной безопасности или Министерства внутренних дел Республики Узбекистан; Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, применяются при представлении соответствующих документов.
Применение льготы, предусмотренной частью второй настоящей статьи, производится по месту основной работы (службы, учебы) физического лица, а при отсутствии основного места работы — органами государственной налоговой службы по месту жительства при исчислении налога на основании декларации о совокупном годовом доходе. При утрате права на льготу физическое лицо должно в течение пятнадцати дней с момента утраты льготы сообщить об этом юридическому лицу, удерживающему с него налог.
Льготы, перечисленные в части второй настоящей статьи, распространяются также на доходы физических лиц, полученные в виде процентов и дивидендов, а также на доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. Если проценты и дивиденды начисляются по месту основной работы, то применение льготы производится по месту основной работы, если проценты и дивиденды начисляются не по месту основной работы, то льгота применяется при исчислении налога на доходы физических лиц на основании декларации о совокупном годовом доходе органами государственной налоговой службы по месту жительства физического лица. Аналогичный порядок применяется к доходам, полученным от сдачи имущества в аренду.
4) прочие доходы в соответствии со статьей 178 настоящего Кодекса, если источником выплаты дохода является юридическое лицо — резидент Республики Узбекистан, нерезидент Республики Узбекистан, осуществляющий деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, представительство иностранного юридического лица.
При осуществлении выплат работнику по месту прежней основной работы после прекращения трудового договора данные выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц без применения льгот, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 и
статьей 180 настоящего Кодекса. Об общей сумме выплаченного этому работнику дохода и удержанного налога на доходы физических лиц юридическое лицо обязано в течение тридцати дней в письменной форме сообщить органу государственной налоговой службы по месту постановки на учет этого юридического лица.
Декларация о доходах не представляется в случае, если с доходов, за исключением доходов, указанных в абзацах шестом и
седьмом части первой настоящей статьи, полученных налогоплательщиком не по месту основной работы, налог на доходы физических лиц был удержан по его заявлению с применением установленной максимальной ставки.
Налогоплательщики по доходам, указанным в статье 189 настоящего Кодекса, представляют декларацию о совокупном годовом доходе органу государственной налоговой службы по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
1) работы, услуги связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Узбекистан. К таким работам, услугам, в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, пуско-наладочные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, а также предоставление недвижимого имущества в аренду; при оказании консультационных, аудиторских, юридических (адвокатских), бухгалтерских, рекламных, инжиниринговых услуг, а также услуг по обработке информации. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономического обоснования, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относится сбор и обобщение, систематизация информационных массивов и предоставление в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации; 5) предпринимательская или любая другая деятельность лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные пунктами 1—4 настоящей части, осуществляется на территории Республики Узбекистан. Местом осуществления данной деятельности считается территория Республики Узбекистан в случае фактического присутствия юридического лица, выполняющего работы, оказывающего услуги на территории Республики Узбекистан на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах юридического лица, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, места нахождения постоянного учреждения, если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное учреждение.
При реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с приобретением товара), при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд налогоплательщика в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 199 настоящего Кодекса, а также при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) для целей налогообложения налогооблагаемая база определяется исходя из себестоимости товаров (работ, услуг) или цены приобретения товаров (с учетом затрат, связанных с приобретением товара).
При реализации для своих работников и членов их семей билетов, абонементов, путевок (курсовок) и других документов, предоставляющих право на получение услуг, обороты по реализации которых являются необлагаемыми в соответствии с частью второй статьи 200 настоящего Кодекса, юридическими лицами, не оказывающими данные услуги, налогооблагаемая база определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой их приобретения, включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость.
При реализации имущества, по которому не предусмотрен зачет по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 5 и
6 статьи 219 настоящего Кодекса (независимо от того, приобретено данное имущество с налогом на добавленную стоимость или нет), налогооблагаемая база определяется как положительная разница между стоимостью его реализации (выбытия) и балансовой стоимостью.
Корректировка налогооблагаемой базы, предусмотренная в части первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам (работам, услугам), на которые установлен гарантийный срок, — в пределах гарантийного срока.
Корректировка налогооблагаемой базы в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, производится в том налоговом периоде, в котором произошли указанные случаи.
к медицинским услугам относятся услуги медицинской помощи и санитарного обслуживания, услуги по диагностике, профилактике и лечению, гомеопатические, стоматологические услуги, услуги, оказываемые зубопротезными отделениями и кабинетами, наркологическими амбулаториями, медицинскими водительскими комиссиями, дезинфекционными станциями, лабораториями и подразделениями санитарно-противоэпидемиологического профиля и иными учреждениями медицинского и медико-санитарного профиля; к ветеринарным услугам относятся мероприятия по охране животных (скота, птицы, пушных и других зверей, рыб, пчел, животных зоологических парков, вивариев и т. п.) от болезней и их лечению, обеспечению нужд производства и населения в доброкачественной животноводческой продукции, по предотвращению заболевания людей болезнями, свойственными животным и человеку, а также по решению ветеринарно-санитарных проблем охраны окружающей среды; к услугам учреждений физической культуры и спорта относятся услуги по проведению спортивных соревнований, праздников, спортивно-зрелищных мероприятий, календарных и матчевых встреч, проводимых в спортивных сооружениях, занятий физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, по предоставлению спортивно-технического оборудования, тренажеров, инвентаря, формы и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений, предусмотренные в стоимости билетов (абонементов); к печатной продукции относятся книги, газеты, журналы, справочники, брошюры, альбомы, плакаты, буклеты, открытки, тетради, альбомы по рисованию и черчению, бланки и иная печатная продукция; к редакционным, полиграфическим и издательским работам (услугам) относятся макетирование, компьютерная графика, верстка, подготовка оригинал-макетов, переплет, подготовка тиража, прием, оформление и размещение в изданиях рекламных обращений, цветоделение, обеспечение юридических и физических лиц информацией, ее сбор и переработка, работы по переводу текстов, реализация на магнитном и бумажном носителях посредством почтовой связи и Интернета, а также другие виды редакционных, полиграфических и издательских работ, предусмотренные законодательством. Редакционные, полиграфические и издательские работы (услуги), осуществляемые в виде отдельных и окончательных работ (услуг), не связанных с производством и реализацией печатной продукции, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость; 6) лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, а также сырья, ввозимого по перечню, определяемому законодательством для производства лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения.
В случае неподтверждения экспорта товаров в соответствии со статьей 213 настоящего Кодекса оборот по реализации указанных товаров подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по установленной ставке.
Документы, указанные в частях первой и
второй настоящей статьи, представляются контролирующим органам по их требованию в ходе проведения в установленном порядке проверки.
4) в случаях, предусмотренных статьей 207 настоящего Кодекса, налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет;
При изменении стоимости полученных товаров (работ, услуг) в случаях, указанных в частях первой и
второй статьи 205 настоящего Кодекса, покупатель соответствующим образом корректирует сумму налога на добавленную стоимость, ранее отнесенную в зачет.
Юридические лица, осуществляющие оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, и оборот, освобожденный от данного налога, а также юридические лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны выставить лицу, получающему товары (работы, услуги), счет-фактуру, за исключением случаев: 4) передачи имущества по договору финансовой аренды (включая лизинг), по которому оформляется акт приема-передачи, кроме случаев возникновения обязательств по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с частью восьмой статьи 204 настоящего Кодекса. При этом на каждый арендный (лизинговый) платеж, оформленный соответствующими документами (график арендных (лизинговых) платежей, являющийся составной частью договора финансовой аренды; счет; письменное уведомление, направленное арендатору (лизингополучателю) на уплату арендных (лизинговых) платежей и т. п.), счет-фактура также не выписывается;
Документы, указанные в части второй настоящей статьи, являются документами, заменяющими счет-фактуру. При этом в случае поставки товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, в этих документах в обязательном порядке должна быть выделена сумма налога на добавленную стоимость.
Налогоплательщики, осуществляющие реализацию электрической энергии, воды, газа, услуг связи, коммунальных услуг, железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторское обслуживание, банковские операции, а также бесперебойные поставки товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость, выписывают счет-фактуру один раз на последнее число месяца. В дополнение к документам, указанным в части второй настоящей статьи, налогоплательщики представляют следующие документы:
1) юридические лица, осуществляющие экспорт товаров, — копии документов в соответствии с частью первой статьи 213 настоящего Кодекса, а также выписки банка, подтверждающие поступление выручки от реализации товаров в иностранной валюте на счет в банке налогоплательщика в Республике Узбекистан;
11) юридические лица, осуществляющие экспорт товаров через комиссионера, поверенного по договору комиссии, поручения — копии документов в соответствии с частью второй статьи 213 настоящего Кодекса, а также выписки банка или их копии, подтверждающие поступление выручки от реализации товаров в иностранной валюте на счет в банке комиссионера, поверенного или налогоплательщика в Республике Узбекистан;
Корректировка налогооблагаемой базы, предусмотренная частью первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, — в пределах гарантийного срока.
Корректировка налогооблагаемой базы в соответствии с частями первой и
второй настоящей статьи производится на основании нового счета-фактуры или других документов, подтверждающих наступление случая, указанного в
части первой настоящей статьи.
Сумма акцизного налога, исчисленная в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму вычета, установленного настоящей статьей.
Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи (за исключением налога за пользование недрами), взимаются по ставкам, установленным для резидентов Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено соглашением о разделе продукции. Налог за пользование недрами и акцизный налог взимаются по ставкам, установленным для резидентов Республики Узбекистан.
5) товары (работы, услуги), предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая иностранным инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с данным соглашением, освобождаются от обложения таможенными платежами, за исключением сборов за таможенное оформление. При нецелевом использовании ввезенных материально-технических ресурсов, в том числе при их отчуждении, все таможенные платежи, подлежащие уплате в бюджет, взыскиваются в порядке, установленном таможенным законодательством. Налогооблагаемая база по объектам недвижимого имущества нерезидентов Республики Узбекистан, указанных в абзаце третьем части второй и в
части третьей статьи 266 настоящего Кодекса, определяется на основе стоимости, указанной в документах, подтверждающих право собственности на эти объекты.
2) предприятия жилищно-коммунального хозяйства и другого городского хозяйства общегражданского назначения. К жилищно-коммунальным и другим городским хозяйствам общегражданского назначения относятся организации, непосредственно осуществляющие управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, организации санитарной очистки и уборки, по благоустройству и озеленению, наружному освещению городов и поселков, по эксплуатации водопроводных водозаборов, распределительных сетей (с очистными сооружениями) и распределению воды, эксплуатации канализационных сетей (с очистными сооружениями), эксплуатации газовых распределительных сетей и распределению газа, эксплуатации котельных, тепловых распределительных сетей и для распределения тепла на коммунально-бытовые нужды и населению, хозяйственные управления служебными зданиями, пожарные команды, хозяйственные управления жилищно-коммунальным хозяйством, другие предприятия жилищно-коммунального и другого городского хозяйства общегражданского назначения; 7) родителей и вдов (вдовцов) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего СССР, конституционного строя Республики Узбекистан либо при выполнении других обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или «Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего сотрудника органов внутренних дел» либо имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя и печатью учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение. Если указанные лица не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел, выданной соответствующими органами Министерства обороны, Комитета государственной безопасности или Министерства внутренних дел бывшего СССР, а также Министерства обороны, Службы национальной безопасности или Министерства внутренних дел Республики Узбекистан. Вдовам (вдовцам) военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, погибших при защите бывшего СССР, конституционного строя Республики Узбекистан либо при выполнении иных обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в новый брак. Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 275 настоящего Кодекса, самостоятельно представляют документы, подтверждающие право на получение льготы.
Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах, приравнивается к земельному налогу. На юридических лиц, получивших земельные участки в аренду, распространяются ставки земельного налога с юридических лиц, льготы, порядок исчисления, представления расчетов и уплаты, установленные для плательщиков земельного налога с юридических лиц. Льготы, установленные частью первой настоящей статьи, за исключением указанной в
пункте 6, предоставляются физическим лицам, зарегистрировавшим в органе, осуществляющем государственную регистрацию, права на земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства, ведения дехканского хозяйства. При этом данные льготы могут быть предоставлены только на один земельный участок по выбору налогоплательщика.
Льготы, предусмотренные частью второй статьи 282 настоящего Кодекса в части земельных участков, не подлежащих налогообложению, распространяются также и на физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога.
За земельные участки, используемые для предпринимательской деятельности, либо при сдаче в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю жилых домов, дачных строений, индивидуальных гаражей и иных строений, сооружений, помещений земельный налог взимается с физических лиц по ставкам, установленным для уплаты земельного налога с юридических лиц, и льготы, предусмотренные статьей 290 настоящего Кодекса, на них не распространяются.
Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 290 настоящего Кодекса, самостоятельно представляют в органы государственной налоговой службы по месту расположения земельного участка документы, подтверждающие право на получение льгот.
если сумма расходов на содержание объекта социальной инфраструктуры меньше суммы налога, исчисленного в соответствии с частью первой настоящей статьи, то налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленного налога и суммой фактически произведенных расходов.
В течение отчетного периода налогоплательщики, за исключением указанных в части шестой настоящей статьи, уплачивают текущие платежи по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.
2) для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций — стоимость соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами, за вычетом налога на добавленную стоимость. При этом, если согласно договору обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик, то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика; 2) для строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций — стоимость соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами, за вычетом налога на добавленную стоимость. При этом, если согласно договору обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик, то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика; 3) приобретения автотранспортных средств для передачи в лизинг, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 324 настоящего Кодекса. Сбор взимается с лизингодателя или с лизингополучателя по письменному соглашению сторон. В случае, когда лизингодатель является нерезидентом Республики Узбекистан, сбор взимается с лизингополучателя. По истечении срока договора лизинга при перерегистрации автотранспортного средства, являющегося предметом данного договора лизинга (сублизинга), сбор повторно не взимается;
Ставки государственной пошлины устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
2) с исковых заявлений, с заявлений о признании банкротами организаций и граждан, с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, с апелляционных и кассационных жалоб на решения хозяйственного суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об отмене решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных и кассационных жалоб на определения хозяйственного суда по делам об отмене решений третейского суда, а также о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа; 13) инвалиды войны 1941—1945 годов, лица, раненные на фронтах войны 1941—1945 годов, и члены семей лиц, погибших или без вести пропавших на фронтах войны 1941—1945 годов, участники войны 1941—1945 годов и лица, раненные при защите Родины и исполнении служебных обязанностей в Советской Армии, лица, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах, и лица, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, а в случае их гибели— члены их семей — за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот; При подаче в суд искового заявления по имущественному спору, а также при нотариальном удостоверении договора купли-продажи, дарения, мены имущества, оформлении прав на наследство, в случаях если цена иска, сумма договора или наследственная масса определяется в иностранной валюте, государственная пошлина в случаях, предусмотренных законодательством, может взиматься в иностранной валюте в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан. За повторные свидетельства о праве на наследство, выдаваемые на основании судебных решений о недействительности прежних свидетельств, государственная пошлина взимается на общих основаниях. При этом сумма государственной пошлины, уплаченная за первичное свидетельство, подлежит возврату или, по заявлению налогоплательщика, зачету в счет суммы, причитающейся за выдачу нового свидетельства, если не истек срок исковой давности, предусмотренной гражданским законодательством, со дня зачисления сумм в бюджет. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении любого договора, признанного судом недействительным. Налоги, указанные в части первой настоящей статьи, уплачиваются взамен совокупности общеустановленных налогов и других обязательных платежей, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением перечисленных в
статье 349 настоящего Кодекса.
Для налогоплательщиков, в отношении которых предусматривается упрощенный порядок налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 373 настоящего Кодекса, сохраняются обязательства по удержанию налогов и других обязательных платежей у источника выплаты и обязательства по уплате в бюджет и государственные целевые фонды следующих налогов и других обязательных платежей:
Микрофирмы и малые предприятия, за исключением указанных в пункте 2 части первой статьи 350 настоящего Кодекса, вправе выбрать либо упрощенный порядок налогообложения, предусматривающий уплату единого налогового платежа, либо уплату общеустановленных налогов.
Плательщики единого налогового платежа, не соответствующие по истечении отчетного года установленному критерию численности, исчисленному в соответствии с частью третьей статьи 350 настоящего Кодекса, переходят на уплату общеустановленных налогов начиная со следующего отчетного года на основании письменного уведомления, представляемого в органы государственной налоговой службы не позднее срока представления годовой финансовой отчетности.
Плательщики единого налогового платежа, указанные в части четвертой настоящей статьи, за предыдущий отчетный год, в котором они утратили право на уплату единого налогового платежа, производят перерасчет по единому налоговому платежу на основании расчетов по общеустановленным налогам.
Если юридические лица по итогам отчетного года не соответствуют условиям, установленным в части четвертой статьи 350 настоящего Кодекса, то с начала следующего года они должны перейти на уплату общеустановленных налогов, за исключением микрофирм и малых предприятий, для которых сохраняется право выбора порядка налогообложения. При этом микрофирмы и малые предприятия не позднее 1 февраля после окончания отчетного года, в котором они перестали отвечать условиям, установленным в
части четвертой статьи 350 настоящего Кодекса, обязаны представить в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета письменное уведомление по форме, установленной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, о выборе порядка налогообложения. Непредставление налогоплательщиком письменного уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать общеустановленные налоги.
Плательщики единого налогового платежа, за исключением указанных в пункте 2 части первой статьи 350 настоящего Кодекса, имеют право на получение отсрочки по уплате единого налогового платежа сроком до одного года с момента их государственной регистрации, с уплатой отсроченных сумм в течение двенадцати месяцев равными долями после окончания льготного периода в порядке, предусмотренном законодательством.
Плательщики единого налогового платежа могут уплачивать налог на добавленную стоимость на добровольной основе в случае, если они осуществляют оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса. Для перехода на уплату налога на добавленную стоимость юридические лица не позднее одного месяца до начала отчетного периода, а вновь созданные — до начала осуществления деятельности представляют письменное уведомление в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета.
строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций — выручка от реализации соответственно строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных, проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, выполненных собственными силами. При этом, если согласно договору обязанность по обеспечению вышеназванных работ материалами несет заказчик, то при сохранении права собственности на эти материалы за заказчиком выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, определяется как стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика. юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров, а также безвозмездную передачу товаров — себестоимость товаров или цена их приобретения. При этом на товары, по которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), выручка от реализации определяется исходя из установленных цен (тарифов). Данная норма не распространяется на безвозмездную передачу товаров в экологические, оздоровительные и благотворительные фонды, учреждения культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, образовательные учреждения. 2) прочие доходы, предусмотренные статьей 132 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено частями
четвертой и
пятой настоящей статьи.
Корректировка валовой выручки, предусмотренная в части первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам (работам, услугам), на которые установлен гарантийный срок, — в пределах гарантийного срока.
Если по итогам предыдущего налогового периода плательщик единого земельного налога не отвечает условиям, установленным в части второй статьи 362 настоящего Кодекса, то с начала текущего налогового периода налогоплательщик должен перейти на уплату общеустановленных налогов или единого налогового платежа.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие условиям, установленным в части второй статьи 362 настоящего Кодекса, а также опытно-экспериментальные хозяйства научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного профиля и учебно-опытные хозяйства образовательных учреждений не имеют права выбора иного порядка налогообложения в части деятельности, на которую распространяется уплата единого земельного налога.
Микрофирмы и малые предприятия, за которыми сохраняется право выбора порядка налогообложения, в соответствии с частью первой статьи 350 настоящего Кодекса по другим видам деятельности могут уплачивать единый налоговый платеж по ставкам, установленным для соответствующих категорий предприятий. Налогоплательщик, не относящийся к категории микрофирм и малых предприятий, должен перейти на уплату общеустановленных налогов.
Для плательщиков единого земельного налога прочие доходы, предусмотренные статьей 132 настоящего Кодекса, не подлежат налогообложению, за исключением дивидендов и процентов, доходов, полученных от совместной деятельности.
Для юридических лиц, являющихся плательщиками фиксированного налога по основному виду деятельности, прочие доходы, предусмотренные статьей 132 настоящего Кодекса, не подлежат налогообложению, за исключением дивидендов и процентов, доходов, полученных от совместной деятельности, а также доходов от аренды.
Индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце втором статьи 370 настоящего Кодекса, осуществляющие иные виды деятельности, уплачивают фиксированный налог в порядке, предусмотренном
статьями 372 и
373 настоящего Кодекса.
Индивидуальные предприниматели, указанные в статье 370 настоящего Кодекса, в рамках осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности наряду с уплатой фиксированного налога уплачивают:
Юридические лица, указанные в части первой настоящей статьи, освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд на определенный срок, исходя из внесенного объема инвестиций в соответствии с законодательством.
В случае прекращения деятельности юридического лица с участием прямых частных иностранных инвестиций, получившего льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренным в части второй статьи 376 настоящего Кодекса, ранее одного года после истечения срока, на который они были предоставлены, репатриация прибыли и вывоз капитала иностранного инвестора за границу осуществляется только после возмещения в бюджет сумм предоставленных льгот по налогам и другим обязательным платежам.
Налогообложение результатов совместной деятельности с участием юридических лиц осуществляется в порядке, установленном статьями 380 и
381 настоящего Кодекса. Если все товарищи (участники) договора простого товарищества являются индивидуальными предпринимателями, то налогообложение совместной деятельности производится в соответствии с порядком, предусмотренным
статьей 382 настоящего Кодекса.
В случае, если совместно произведенный продукт не реализуется, а распределяется между товарищами (участниками) договора простого товарищества, то сумма налога на добавленную стоимость, полученная доверенным лицом от товарищей (участников) совместной деятельности в соответствии с частями второй и
третьей статьи 381 настоящего Кодекса, подлежит корректировке в порядке, предусмотренном
статьей 220 настоящего Кодекса, и возврату товарищу (участнику), ранее передавшему ее доверенному лицу. При этом сумма налога, подлежащая корректировке в соответствии с настоящей частью, не включается в стоимость передаваемого совместно произведенного продукта и подлежит зачету у товарищей (участников), получающих соответствующую долю совместно произведенного продукта. Сумма корректировки налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанного имущества в соответствии с
частью девятой настоящей статьи.
Доверенное лицо, передающее совместно произведенный продукт товарищам (участникам), оформляет счет-фактуру с указанием в нем суммы налога на добавленную стоимость, определяемой в соответствии с порядком, предусмотренным частью восьмой настоящей статьи. Счет-фактура, оформленный на передачу совместно произведенного продукта, является основанием для принятия к зачету данной суммы налога у товарища (участника) при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет. В счете-фактуре в строке «номер и дата товарно-отгрузочных документов или договоров» делается отметка «распределение совместно произведенного продукта.
При передаче в качестве вклада в совместную деятельность продукции собственного производства товарища (участника) договора простого товарищества налог на добавленную стоимость не начисляется. Сумма налога на добавленную стоимость, ранее отнесенная в зачет при производстве готовой продукции, подлежит корректировке в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса. При этом сумма налога, подлежащая корректировке в соответствии с настоящей частью, не включается в стоимость передаваемого имущества и подлежит зачету у доверенного лица, осуществляющего реализацию совместно произведенного продукта. Сумма корректировки налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанного имущества в соответствии с
частью четвертой настоящей статьи
Товарищ (участник) договора простого товарищества, передающий имущество в качестве вклада в совместную деятельность, независимо от того, является данный товарищ (участник) плательщиком налога на добавленную стоимость или нет, оформляет счет-фактуру по передаваемому имуществу с указанием в нем суммы налога на добавленную стоимость, передаваемой доверенному лицу для принятия им к зачету в порядке, предусмотренном частями второй и
третьей настоящей статьи. Счет-фактура, оформленный на имущество, переданное в совместную деятельность, является основанием для принятия к зачету данной суммы налога доверенным лицом при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по совместно произведенной продукции. В счете-фактуре, в строке «номер и дата товарно-отгрузочных документов или договоров», делается отметка «вклад в совместную деятельность».
Доходы индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих совместную деятельность в соответствии со статьей 382 настоящего Кодекса, полученные от совместной деятельности, не подлежат налогообложению в соответствии с
частью пятой настоящей статьи в случае, если индивидуальные предприниматели в рамках совместной деятельности осуществляют вид деятельности, по которой уплачен налог в порядке, предусмотренном
статьей 375 настоящего Кодекса.
Наряду с уплатой налогов и других обязательных платежей, предусмотренных в части второй настоящей статьи, члены дехканского хозяйства, созданного с образованием и без образования юридического лица, уплачивают страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд в порядке, предусмотренном
статьей 311 настоящего Кодекса.
Доходы рынков, указанные в статьях 385 и
386 настоящего Кодекса, не подлежат обложению налогами и другими обязательными платежами, предусмотренными настоящим Кодексом.
За юридическими лицами, указанными в части первой настоящей статьи, включая микрофирмы и малые предприятия, сохраняются обязательства по уплате:
За физическими лицами, указанными в части первой настоящей статьи, сохраняются обязательства по уплате:
Наряду с уплатой обязательных платежей, предусмотренной частью второй настоящей статьи, физические лица, осуществляющие гастрольно-концертную деятельность, уплачивают страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд в порядке, предусмотренном
статьей 311 настоящего Кодекса для индивидуальных предпринимателей.
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 52 (II); 2008 г., № 52, ст. 512; 2009 г., № 37, ст.ст. 403, 404, № 52, ст.ст. 553, 555, 556; 2010 г., № 20, ст. 149, № 35-36, ст. 300, № 37, ст.ст. 313, 314, 315, № 40-41, ст. 343, № 51, ст. 485; 2011 г., № 1-2, ст. 1, № 37, ст. 374, № 52, ст. 555, ст. 556; 2012 г., № 15, ст. 164, № 37, ст. 421, № 52, ст. 584; 2013 г., № 1, ст. 1, № 41, ст. 543, № 52, ст. 685; 2014 г., № 4, ст. 45, № 36, ст. 452, № 49, ст. 579, № 50, ст. 588; 2015 г., № 33, ст. 439, № 52, ст. 645; 2016 г., № 1, ст. 2, № 17, ст. 173, № 39, ст. 457, № 52, ст. 597, № 52, ст. 598; 2017 г., № 1, ст. 1, № 16, ст. 265, № 24, ст. 487, № 37, ст. 978, Национальная база данных законодательства, 17.10.2017 г., № 03/17/448/0126; 01.01.2018 г., № 03/18/454/0493; 30.12.2017 г., № 03/18/455/0492; 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512; 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087, 24.07.2018 г., № 03/18/486/1559, 27.07.2018 г., № 03/18/488/1579, 12.10.2018 г., № 03/18/497/2044, 21.12.2018 г., № 03/18/506/2356, 25.12.2018 г., № 03/18/508/2365; 09.01.2019 г., № 03/19/512/2435, 10.01.2019 г., № 03/19/513/2449, 16.01.2019 г., № 03/19/516/2484, Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47; Национальная база данных законодательства, 05.03.2019 г., № 03/19/526/2701, 21.03.2019 г., № 03/19/531/2799, 31.08.2019 г., № 03/19/560/3677, 05.09.2019 г., № 03/19/564/3690, 23.10.2019 г., № 03/19/572/3943, 30.10.2019 г., № 03/19/575/3972, 13.11.2019 г., № 03/19/583/4016, 15.11.2019 г., № 03/19/584/4025, 04.12.2019 г., № 03/19/586/4106)