[
ОКОЗ:
1.
09.00.00.00 Предпринимательство и хозяйственная деятельность / 09.15.00.00 Транспорт / 09.15.06.00 Автомобильный транспорт]
[
ТСЗ:
1.
Экономика / Транспорт. Дорожное хозяйство. Безопасность движения и полетов]
Постановление
ЦК КП Узбекистана и
Совет Министров Узбекской ССР
О мерах по дальнейшему совершенствованию работы и повышению эффективности использования автомобильного транспорта в Республике в свете решении XXV съезда КПСС
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с
постановлением
Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года № 471 «О признании утратившими силу некоторых решений правительства Республики Узбекистан».
ЦК КП Узбекистана и Совет Министров Узбекской ССР отмечают, что коллективы автотранспортных предприятий министерств и ведомств республики проводят определенную работу по эффективному использованию автомобильного транспорта для наиболее полного удовлетворения нужд населения и народного хозяйства в перевозках. Строительство новых и реконструкция действующих предприятий, внедрение прогрессивных форм организации труда и развитие социалистического соревнования по достойной встрече 60-летия Великого Октября способствовали успешному выполнению планов двух лет десятой пятилетки по перевозкам пассажиров и грузов. За эти годы автомобильным транспортом перевезено около 1,2 млрд. тонн и 3,2 млрд. человек, что составило соответственно 93 процента грузов и 98,8 процента пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта республики. Улучшились технико-экономические показатели работы транспортных предприятий Министерства автотранспорта Узбекской ССР, занимающих ведущее место по обслуживанию населения и народного хозяйства республики.
Вместе с тем уровень работы, проводимой министерствами и ведомствами республики по повышению эффективности и качества использования автотранспорта, все еще не отвечает требованиям XXV съезда КПСС.
На многих автопредприятиях не выполняются некоторые важные технико-экономические показатели, предусмотренные основными направлениями отрасли на десятую пятилетку. Производственная база автотранспортных предприятий еще не обеспечивает должный уровень технического содержания и эксплуатации автомобилей, в результате чего в транспортной работе участвует лишь 60 — 65 процентов грузового парка. В 1976-1977 годах на автопредприятиях Министерства мелиорации и водного хозяйства Узбекской ССР, Узглавводстроя коэффициент использования парка составил 62 процента, Министерства промстройматериалов Узбекской ССР, Главташкентстроя и Главсредазирсовхозстроя — 61 процент. Все еще велики пробеги автомобилей без груза. В истекшем году грузовые автомобили почти всех министерств и ведомств 50 процентов общего пробега совершили в порожнем состоянии.
Несмотря на всевозрастающую потребность в автоперевозках, не придается должного значения рациональному использованию автомобилей. Средняя продолжительность работы грузового парка в сутки на автопредприятиях Главташкентстроя составляет 9,2 часа, Министерства промстройматериалов Узбекской ССР — 9,4, тогда как на предприятиях общего пользования она составляет 9,75 часа Недопустимо велики простои автомобилей под погрузкой и выгрузкой. Так, в министерствах хлопкоочистительной, мясной и молочной, пищевой промышленности Узбекской ССР и заготовок более 40 процентов нарядного времени автомобили находятся под грузовыми операциями.
Одним из крупных резервов повышения эффективности работы автотранспорта является интенсивное использование автомобильных прицепов. Однако этому важному делу не уделяется должного внимания, вследствие чего в 1977 году из имеющегося парка в работе участвовало 60 процентов автоприцепов, а на автопредприятиях Узглавводстроя, Узсельхозтехники и Главташкентстроя — лишь 58 процентов.
Серьезные недостатки и упущения имеются в работе пассажирского автотранспорта. Не выполняется задание по выпуску автобусов на линию, имеют место срывы графиков движения, санитарное состояние и экипировка автобусов в ряде случаев не отвечает современным требованиям, из-за слабой работы контрольного аппарата допускается проезд пассажиров без билетов.
Невысокий уровень технической готовности автомобильного парка объясняется тем, что во многих автотранспортных предприятиях не уделяется надлежащего внимания правильной организации технического обслуживания автомобилей, а также и тем, что ремонтные заводы Министерства автотранспорта, Министерства строительства Узбекской ССР, Узсельхозтехники не справляются с выполнением планов по выпуску и качеству ремонта подвижного состава и двигателей.
На эффективность использования автотранспорта отрицательно сказывается наличие мелких ведомственных автохозяйств, их слабая производственно-техническая база, низкий уровень технического обслуживания. Как правило, показатели работы их в этих автохозяйствах не планируются и эффективность использования транспортных средств не контролируется, создаются условия для приписок невыполненных объемов работ,
Руководители некоторых министерств, ведомств и автотранспортных предприятий мало уделяют внимания вопросам улучшения состава и воспитания руководящих и инженерно-технических работников, росту их деловой квалификации, а также повышению уровня профессионального мастерства водителей и ремонтных рабочих, закрепления их на производстве.
Велика текучесть кадров. В 1977 году текучесть кадров на предприятиях Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог Узбекской ССР составила 22 процента, главным образом, из-за слабой работы с людьми, отсутствия производственных и жилищно-бытовых условий. Значительные потери рабочего времени — из-за прогулов и неявок с разрешения администрации допускаются на предприятиях Министерства автомобильного транспорта Узбекской ССР, Узглавводстроя и Главташкентстроя. Несмотря на некоторое снижение дорожнотранспортных происшествий, количество их остается все еще высоким.
В ряде коллективов автопредприятий социалистические обязательства принимаются без учета наиболее полного использования имеющихся резервов, экономии запасных частей, топлива, автомобильных шин, увеличения межремонтных пробегов автотранспортных средств. Опыт передовых водителей автотранспорта общего пользования тт. X. Абдужабарова и В.С. Гаврилова, завершивших задания двух лет десятой пятилетки, бригадный метод работы и содружества предприятий Ленинградского транспортного узла распространяются слабо, итоги соревнования подводятся несвоевременно.
Первичные партийные и профсоюзные организации автопредприятий не предъявляют высокой требовательности к хозяйственным руководителям на своевременное осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию предприятий, не добились широкого участия работающих в борьбе за эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, досрочное выполнение государственных планов и социалистических обязательств.
Некоторые обкомы, горкомы КП Узбекистана, облисполкомы и горисполкомы недостаточно уделяют внимания деятельности автопредприятий, особенно ведомственным, не оказывают партийным организациям этих предприятий действенной помощи в улучшении организаторской и идейно-политической работы по мобилизации коллективов на устранение недостатков в использовании транспортных средств, решении производственных, жилищных и культурно-бытовых условий.
ЦК КП Узбекистана и Совет Министров Узбекской ССР постановляют:
1. Руководителям министерств и ведомств: автомобильного транспорта (т. Гаврилову), мелиорации и водного хозяйства (т. Джурабекову), строительства (т. Омерову), сельского строительства (т. Насырову), строительства и эксплуатации автомобильных дорог (т. Каюмову), промышленности строительных материалов (т. Мирзабекову), сельского хозяйства Узбекской ССР (т. Уркинбаеву), Узглавводстроя (т. Курбанову), объединения «Узсельхозтехника» (т. Сафарову), Главсредазирсовхозстроя (т. Хамраеву), Узбекбрляшу (т. Хасанову), Главташкентстроя (т. Набиеву) принять неотложные меры по устранению отмеченных недостатков, руководствуясь решениями декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, советами и рекомендациями, изложенными в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л.И. Брежнева во время поездки в районы Сибири и Дальнего Востока и в его речи на XVIII съезде ВЛКСМ.
2. Обязать обкомы КП Узбекистана, Совет Министров Каракалпакской АССР, облисполкомы, министерства и организации, имеющие ведомственный автотранспорт, сосредоточить усилия и внимание коллективов на осуществление мер по наиболее полному удовлетворению потребностей населения и народного хозяйства республики в перевозках, безусловному выполнению государственных планов и принятых социалистических обязательств на 1978 год и пятилетку в целом, для чего:
целеустремленно и настойчиво проводить работу по совершенствованию деятельности автопредприятий на основе повышения эффективности использования подвижного состава, внедрения новой техники и технологических процессов, приведения в действие резервов роста производительности труда, укрупнение мелких нерентабельных автохозяйств, обеспечения безаварийной работы транспорта;
принять дополнительные меры по выполнению планов строительства и технической реконструкции предприятий автомобильного транспорта, обратив особое внимание на ввод в эксплуатацию и освоение средств, выделенных на строительство объектов жилищного и культурно-бытового назначения;
повысить ответственность руководителей автотранспортных и ремонтных предприятий за соблюдение плановой, технологической и трудовой дисциплины, организованности и порядка в коллективах, эффективное использование автоприцепов, контейнеров, поддонов, внедрение метода бригадного подряда, сокращение порожних пробегов, снижение простоев автомобилей, проведение решительной борьбы с потерями рабочего времени и приписками невыполненных объемов работ, за использованием автомобилей не по назначению;
во исполнение Постановления ЦК КПСС о работе Кемеровского обкома КПСС по экономии топливных и энергетических ресурсов разработать и осуществить дополнительные мероприятия по экономии бензина, дизельного топлива, энергии; провести широкую разъяснительную работу в каждом коллективе, имея ввиду, что стройжайшая экономия материальных ценностей является одной из важнейших государственных задач, непременным условием выполнения плановых заданий и обязательств;
руководствуясь постановлением ЦК КПСС «О работе Министерства строительства СССР с руководящими и инженерно-техническими кадрами», постановлением ЦК КП Узбекистана по этому вопросу, обеспечить дальнейшее улучшение работы с кадрами, неуклонное соблюдение ленинских принципов подбора и расстановки кадров, проведения в жизнь указаний партии о сочетании заботливого отношения к людям с высокой требовательностью к ним за исполнение служебных обязанностей,
3. Партийным, советским, профсоюзным и комсомольским организациям, хозяйственным, руководителям, в соответствии с Письмом ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение планов 1978 года улучшить организаторскую и массово-политическую работу в коллективах, сосредоточить усилия автотранспортных организаций на всемерном росте производительности труда, рациональном использовании подвижного состава. Постоянно уделять внимание вопросам улучшения организации индивидуального и коллективного социалистического соревнования, внедрения патриотического почина передовых водителей и опыта содружества предприятий Ленинградского транспортного узла и Челябинской области.
4. Министерству автотранспорта Узбекской ССР:
обеспечить выполнение постановления Совета Министров Узбекской ССР от 31 июля 1969 г. № 369 в части введения форменной одежды для работников пассажирского транспорта;
совместно с исполкомами местных Советов народных депутатов принять дополнительные меры по дальнейшему улучшению обслуживания населения пассажирским автотранспортом, обратив особое внимание на повышение коэффициента использования подвижного состава, регулярность движения автобусов, улучшение их санитарного состояния и организацию перевозок рабочих ночных смен крупных промышленных предприятий.
5. Обязать первичную партийную организацию аппарата Министерства автотранспорта Узбекской ССР в свете постановления ЦК КПСС «Об осуществлении парткомом Министерства связи СССР контроля за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства» воспитывать сотрудников в духе сознательной дисциплины, непримиримого отношения к фактам проявления узковедомственного подхода к работе, повышать персональную ответственность каждого работника за порученное дело.
6. Министерствам строительства, сельского строительства Узбекской ССР, Главташкентстрою обеспечить безусловное выполнение планов строительно-монтажных работ на объектах автотранспорта и своевременный ввод их в эксплуатацию.
7. Министерству внутренних дел Узбекской ССР принять дополнительные меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, повысить уровень требовательности и взыскательности органов Государственной автоинспекции в деле строгого соблюдения правил безопасности движения и контроля за технической исправностью автомобильного транспорта, находящегося в эксплуатации.
8. Комитету народного контроля Узбекской ССР систематически производить проверки выполнения настоящего постановления в части улучшения использования автомобилей и прицепов, снижения непроизводительных простоев транспортных средств, механизации грузовых операций, строгого соблюдения плановой дисциплины на автотранспортных предприятиях.
9. Госплану Узбекской ССР:
совместно с министерствами строительства и эксплуатации автомобильных дорог, автотранспорта, здравоохранения, торговли, связи Узбекской ССР, Узбекбрляшу, Узглавнефтеснабсбытом и исполкомами областных Советов народных депутатов в трехмесячный срок разработать и представить в Совет Министров Узбекской ССР предложения по благоустройству и содержанию автомобильных дорог, организации медицинских пунктов, предприятий общественного питания, пунктов междугородной телефонной связи и автозаправочных станций, необходимых для создания нормальных условий пассажирам и водителям на основных междугородных маршрутах;
совместно с Государственным комитетом Совета Министров Узбекской ССР по профессионально-техническому образованию, министерствами и ведомствами в ежегодных планах социально-экономического развития народного хозяйства предусматривать увеличение контингента подготовки и переподготовки водителей и ремонтных рабочих с учетом темпов роста объемов автомобильных перевозок;
начиная с 1979 года, в ежегодных планах социально-экономического развития народного хозяйства республики предусматривать капиталовложения Министерству автомобильного транспорта УзССР для проектирования и строительства жилья, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей за счет соответствующих отраслей.
10. Государственному комитету Совета Министров Узбекской ССР по телевидению и радиовещанию, редакциям газет систематически освещать опыт работы передовых автотранспортных коллективов по повышению эффективности использования и совершенствованию работы автомобильного транспорта.
11. Настоящее постановление обсудить во всех обкомах КП Узбекистана, Совете Министров Каракалпакской АССР, облисполкомах, Ташкентском горисполкоме, министерствах и ведомствах, имеющих автомобильный транспорт.
12. Обкомам КП Узбекистана, Совету Министров Каракалпакской АССР, облисполкомам, Ташкентскому горисполкому, министерствам и ведомствам республики доложить о ходе выполнения данного постановления ЦК КП Узбекистана в апреле 1979 и 1980 гг. и об исполнении к 1 марта 1981 года.
Секретарь ЦК КП Узбекистана Ш. РАШИДОВ
Председатель Совета Министров Узбекской ССР Н. ХУДАЙБЕРДИЕВ
г. Ташкент,
30 июня 1978 г.,
№ 370