Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация қилинишингиз керак!
Рўйхатдан ўтишни хоҳлайсизми? Ёки тизимга ўз логинингиз билан кирасизми?

Авторизация қилиш Рўйхатдан ўтиш

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 16 января 2023 года № УП-11
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 16 января 2023 года № УП-11

Приоритетные направления, цели и задачи

Механизм реализации

Форма реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

I. Совершенствование законодательства,направленного на возвышение интересов человека

1.

Расширение практики применения института «хабеас корпус».

Разработка проекта закона по широкому применению института «хабеас корпус», предусматривающего:

передачу полномочия выдачи санкции на обыск, прослушивание телефонных переговоров и арест имущества от прокуроров судам;

установление порядка замены судом назначенной меры пресечения на меру пресечения залог с превышающей стоимостью (в частности, по отношению к причиненному ущербу) по инициативе сторон.

Проект нормативно-правового акта

Июль 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Служба государственной безопасности

(А. Азизов),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

2.

Создание организационно-правовых условий, необходимых для широкого использования альтернативных методов разрешения споров.

1. Разработка предложений о расширении круга применения альтернативных методов разрешения споров, включая институт медиации, для обеспечения оперативной зашиты нарушенных прав граждан.

2. Разработка предложений по увеличению категории гражданских дел, по которым следует применять досудебные механизмы разрешения споров.

Аналитическая справка

Октябрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

3.

Создание возможностей для обеспечения на практике принципов состязательности и равноправия в судопроизводстве.

1. Изучение зарубежного опыта по созданию равных возможностей для доказывания сторонами виновности или невиновности лица в судебном заседании, представления доказательств, а также разработка обоснованных предложений.

2. Разработка действенных механизмов полного обеспечения на практике права обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи.

3. Подготовка предложений о пересмотре прав на обеспечение правосудия, предоставленных защитнику, расширение его полномочий, в том числе предоставлении ему права привлечения специалистов на договорной основе.

4. Разработка предложений о внедрении системы тщательного изучения соответственно прокурором и судом каждого случая отказа обвиняемого от своего защитника.

Аналитическая справка

Сентябрь 2024 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

II. Коренное повышение качества отправления правосудия

4.

Дальнейшее расширениеспециализации судей.

1. Изучение зарубежного опыта в сфере внедрения специализации судей по категориям споров и анализ судебной практики.

2. Разработка проекта нормативно-правового акта, направленного на формирование корпуса специализированных судей по направлениям, требующим специализации в зависимости от сложности, в том числе семейным, трудовым и спорам по защите прав интеллектуальной собственности.

Проект нормативно-правового акта

Февраль 2025 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Министерство экономики и финансов

(Ш. Кудбиев)

5.

Принятие мер по совершенствованию административного судопроизводства на основе критического анализа правоприменительной практики, а также с учетом изучения передового зарубежного опыта.

Разработка Концепции совершенствования административного судопроизводства.

При этом определить:

совершенствование правил подсудности путем проведения инвентаризации всех споров между административными органами, гражданами и предпринимателями;

внесение принципов, отражающих суть и содержание публично-правовых отношений, путем критического изучения принципов административного судопроизводства;

конкретное определение видов исков, предъявляемых к административным органам, путем включения института иска в административное судопроизводство;

уточнение порядка взыскания причиненного ущерба путем критического изучения системы защиты доверия граждан и предпринимателей к административным документам;

внедрение механизма экстерриториальной подсудности в деятельность административных судов по желанию гражданина — заявителя, права которого нарушены.

Проект постановления Президента Республики Узбекистан

Ноябрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший

судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

заинтересованные организации

6.

Обеспечение единой судебной практики при рассмотрении судебных дел.

1. Проведение полной инвентаризации действующих постановлений Пленума Верховного суда, изучение их соответствия законодательным актам и определение направлений, требующих разъяснений.

Практические меры

Июль 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов)

2. Совершенствование действующих постановлений Пленума Верховного суда, а также разработка и утверждение годового плана-графика обобщения судебной практики по не имеющимся на сегодняшний день, но требующим разъяснений направлениям.

3. Внедрениепрактики подготовки толкований к постановлениям Пленума Верховного суда.

На постоянной основе

7.

Обеспечение единой судебной практики по налоговым и таможенным вопросам.

1. Обобщение практики рассмотрения споров с участием налоговых органов в административных и экономических судах и разработка предложений по решению имеющихся проблем.

2. Обобщение практики рассмотрения споров с участием таможенных органов в административных и экономических судах и разработка предложений по решению проблем.

Аналитическая справка

Апрель 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов)

8.

Совершенствование участия налоговых органов в административных и экономических судах и обеспечение единой практики.

1. Обобщение практики рассмотрения споров с участием налоговых органов в административных и экономических судах.

2. Разработка предложений по решению проблем, существующих на практике.

Аналитическая справка

Март 2023 года

Налоговый комитет

9.

Совершенствование участия таможенных органов в административных и экономических судах и обеспечение единой практики.

1. Обобщение практики рассмотрения споров с участием таможенных органов в административных и экономических судах.

2. Разработка предложений по решению проблем, существующих на практике.

Аналитическая справка

Март 2023 года

Таможенный комитет

III. Дальнейшее усиление гарантий независимости судебной власти

10.

Обеспечение недопущениявмешательства в любой форме в деятельность судей.

Разработка проекта закона, предусматривающего:

создание эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели усилениемер административной ответственности и установление уголовной ответственности;

усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов;

установление проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусматривающих ограничение прав судьи на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, исключительно на основании санкции Генерального прокурора.

Проект нормативно-правового акта

Март 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

11.

Создание новых механизмов обеспечения независимости судей.

1. Разработка предложений, направленных на дальнейшее повышение роли органов судейского сообщества и широкое внедрение принципа самоуправления судей.

2. Создание возможности непосредственного обращения судей к председателю Высшего судейского совета посредством онлайн-платформы в случаях нарушения неприкосновенности судей.

Проект нормативно-правового акта

Март 2023 года

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Верховный суд

(Б. Исламов),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

12.

Принятие мер по полному обеспечению финансовой независимости судов.

1. Изучение передового зарубежного опыта самостоятельного определения судами средств, необходимых для финансирования деятельности правосудия, и подготовка предложений.

2. Подготовка предложений о создании механизмов выделения денежной премии судьям и работникам аппаратов судов по итогам каждого квартала и в дни официальных праздников, а также достойной материальной помощи в течение трудового отпуска в целях достойного поощрения работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, включая особо важные и ответственные задания, а также повышения производительности труда сотрудников.

Аналитическая справка и проект нормативно-правового акта

Октябрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство экономики и финансов

(Ш. Кудбиев),

заинтересованные министерства и ведомства

13.

Обеспечение недопущения возложения на судей любых задач, не связанных с отправлением правосудия.

1. Предупреждение случаев возложения на судей задач, не связанных с отправлением правосудия.

Организационно-правовые меры

До окончания 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

заинтересованные министерства и ведомства

2. Внедрение практики рассмотрения органами юстиции обращений физических и юридических лиц по вопросам предоставления правовых разъяснений, поступающих посредством Виртуальной и народных приемных Президента Республики Узбекистан.

Март 2023 года

3. Определение самостоятельной организации Верховным судом проведения выездных приемов граждан и субъектов предпринимательства в масштабе республики, в частности с охватом труднодоступных и отдаленных территорий.

Февраль 2023 года

IV. Формирование органов судейского сообщества, совершенствование системы отбора, назначения на должность, обучения и повышения квалификации судей

14.

Определение правовых основ органов судейского сообщества.

Разработка проекта закона «Об органах судейского сообщества», предусматривающего:

задачи, функции и полномочия органов судейского сообщества;

формирование органов судейского сообщества, включая порядок выдвижения кандидатов в эти органы;

механизмы деятельности органов судейского сообщества, порядок их взаимодействия между собой и другими ведомствами.

Проект нормативно-правового акта

Сентябрь 2023 года

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

15.

Принятие мер по превращению Высшего судейского совета в подлинный орган судебного сообщества.

1. Разработка предложений о совершенствовании деятельности Высшего судейского совета на основе передового зарубежного опыта.

2. Определение роли и значения судей в формировании состава Высшего судейского совета.

Проект нормативно-правового акта

Апрель 2023 года

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Верховный суд

(Б. Исламов),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

16.

Коренное совершенствованиеподготовки кандидатов на судейские должности, а также системы переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

1. Проведение полного анализа деятельности Высшей школы судей, выявление существующих проблем и определение конкретных мер, направленных на его коренное реформирование.

2. Обеспечение на достаточном уровне взаимосвязи образования и практики, создание процесса реальной интеграции профессиональных предметов с практикой.

3. Приведение системы повышения квалификации судей и работников аппаратов судов в полное соответствие с современными требованиями.

Проект нормативно-правового акта

Сентябрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

заинтересованные министерства и ведомства

17.

Наиболее широкое внедрение принципаоткрытости и прозрачности при формировании судейского корпуса.

1. Широкое внедрение демократических принципов при назначении на руководящие должности в судебной системе.

2. Изучение передового зарубежного опыта формирования судейского корпуса и разработка предложений по широкому внедрению в сферу принципов открытости и прозрачности.

Проект нормативно-правового акта

Май 2023 года

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

V. Формирование правильного и объективного мнения о судебных процессах и судебных решениях среди общественности

18.

Принятие мер по дальнейшему повышению авторитета, статуса и репутации судебной власти.

1. Критический пересмотр работы структур Верховного суда и нижестоящих судов, осуществляющих взаимодействие с общественностью и СМИ, организация их деятельности на основе новых подходов и методов, принятие мер по укомплектованию структур профессиональными кадрами.

2. Внедрение практики оперативного реагирования на публикуемую в различных источниках необъективную и однобокую информацию, связанную с деятельностью судов.

3. Организация специальных учебных курсов для журналистов и блогеров за счет внебюджетных средств в целях организации правильного и объективного освещения деятельности судов и правоохранительных органов в рамках требований законодательства.

4. Организация выступлений в СМИ и социальных сетях в различных формах и видах на основе медиаплана в целях формирования у широкой общественности объективных и беспристрастных мнений и суждений, а также взглядов на деятельность судов.

Организационно-правовые меры

На постоянной основе

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

VI. Обеспечение исполнения судебных актов

19.

Обеспечение своевременного и полногоисполнения судебных актов.

1. Укрепление правовых основ порядка направления взыскания на право долгосрочной аренды недвижимого имущества, права на земельные участки, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.

2. Разработка предложений о расширении механизмов обеспечения исполнения судебных актов в упрощенном порядке, включая взыскание в упрощенном порядке с должников-физических лиц задолженности за нарушение правил пользования электрической и тепловой энергией, газом, питьевой водой.

Проект нормативно-правового акта

Октябрь 2023 года

Генеральная прокуратура

(Н. Йулдошев),

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство юстиции

(А. Ташкулов),

заинтересованные министерства и ведомства

VII. Внедрение информационно-коммуникационных технологий и обеспечение информационной безопасности в судах

20.

Дальнейшее расширение цифровизациидеятельности органов судебной власти.

Принятие мер по внедрению технологий искусственного интеллекта в деятельность судов по оказанию правовой помощи гражданам, автоматической подготовки судебных актов и анализу судебных решений.

Организационно-правовые меры

Декабрь 2024 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство цифровых технологий

(Ш. Шерматов),

заинтересованные министерства и ведомства

21.

Создание единой межведомственной интеграционной платформы.

1. Создание Единой межведомственной интегрированной платформы.

2. Перевод обмена данными между судами и правоохранительными органами полностью на цифровые технологии.

3. Интеграция информационных систем на базе Единой платформы.

4. Обеспечение кибербезопасности информации и данных.

Практические меры

Декабрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство цифровых технологий

(Ш. Шерматов),

заинтересованные министерства и ведомства

22.

Обеспечение безопасности данных в архивах судов и систематизация архивной документации.

1. Проведение полной инвентаризации архивов судов.

2. Перевод дел и документов, хранящихся в архивах судов в бумажной форме, в электронный формат.

3. Пересмотр порядка и сроков хранения дел и документов в архивах судов, включая продления в несколько раз сроков хранения уголовных дел в бумажной форме, установление порядка не уничтожения дел и документов, переведенных в электронный формат.

Практические меры

Декабрь 2024 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство цифровых технологий

(Ш. Шерматов),

заинтересованные ведомства

VIII. Противодействие коррупции в судах

23.

Предупреждение конфликта интересов в судах.

1. Разработка эффективных механизмов предупреждения конфликта интересов в судах с привлечением экспертов и специалистов.

2. Разработка предложений о внедрении порядка обязательного декларирования имущества судей и их несовершеннолетних детей.

Организационно-правовые меры

Октябрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров)

24.

Ускорение работ по противодействию коррупции в судебной системе.

1. Разработка совместно с экспертами и специалистами плана-графика, предусматривающего меры по превращению деятельности правосудия в «сферу без коррупции».

2. Разработка предложений по определению и внедрению в практику категорий дел, рассматриваемых в открытом судебном заседании без перерыва, исходя из зарубежного опыта.

3. Внедрение практики информирования широкой общественности под рубрикой «Суды категорически против коррупции».

Организационно-правовые меры

Декабрь 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

заинтересованные министерства и ведомства

IX. Международное сотрудничество

25.

Дальнейшее развитие международного сотрудничества.

1. Ведение постоянного диалога со странами-партнерами и международными организациями по вопросам повышения эффективности деятельности судебной власти.

2. Расширение двусторонних и многосторонних связей с представителями судебных органов стран-партнеров.

3. Организация консультаций со странами-партнерами и международными организациями в судебно-правовой сфере и реализация совместных программ.

4. Расширение сотрудничества в сфере правосудия с передовыми зарубежными странами.

Практические и организационные меры

В течение 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),
Министерство иностранных дел

(Б. Саидов),

заинтересованные министерства и ведомства

X. Материально-техническое обеспечение судебной власти

26.

Эффективная организация работ по материально-техническому и финансовому обеспечению судов.

1. Проведение анализа деятельности Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов.

2. Разработка предложений о совершенствовании организационной структуры Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов.

3. Принятие мер по организации непрерывного материально-технического и финансового обеспечения нижестоящих судов.

Организационно-правовые меры

Июнь 2024 года

Верховный суд

(Б. Исламов)

27.

Совершенствование условий, норм и порядка пенсионного обеспечения судей и членов их семей.

Разработка предложений, направленных на совершенствование условий, норм и порядка пенсионного обеспечения судей и членов их семей, на основании анализа неточностей и проблем, возникающих на практике при назначении пенсии судьям.

Проект постановления Кабинета Министров

Август 2023 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Высший судейский совет

(Х. Ёдгоров),

Министерство экономики и финансов

(Ш. Кудбиев)

28.

Дальнейшее совершенствование материально-технической базы областных и приравненных к ним судов.

Строительство единых зданий судов в Республике Каракалпакстан и областных центрах в целях создания для граждан всесторонних удобств, сокращения их расходов, а также дальнейшего улучшения материально-технической базы судов.

Проект Указа Президента Республики Узбекистан

Август 2025 года

Верховный суд

(Б. Исламов),

Министерство экономики и финансов

(Ш. Кудбиев),

заинтересованные министерства и ведомства


При обнаружении ошибки в акте, выделите и нажмите Ctrl+Enter.

© Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»