ТИПОВОЙ ПЛАН
ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан от 3 июля 1997 г. Регистрационный № 352]
1. Типовой план финансового оздоровления разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 г. № УП-1658, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. № 465 и определяет общую методологию составления.
2. План финансового оздоровления (ПФО) предприятия должен включать следующие разделы:
— общая характеристика предприятия;
— краткие сведения по плану финансового оздоровления;
— анализ финансового состояния предприятия;
— мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
— рынок и конкуренция;
— деятельность в области маркетинга;
— план производства;
— финансовый план.
3. В первом разделе «Общая характеристика предприятия» должны содержаться следующие сведения:
— полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО;
— дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства;
— наименование органа, зарегистрировавшего предприятие;
— почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область и т. д.;
— подчиненность предприятия — вышестоящий орган;
— вид деятельности (основной), код ОКОНХ;
— форма собственности, СКФС;
— доля государства в капитале, %;
— включено ли в Государственный реестр Республики Узбекистан предприятий — монополистов: республиканский, местный;
— банковские реквизиты;
— рынок и конкуренция;
— деятельность в области маркетинга;
— план производства;
— адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие;
— организационная структура предприятия, дочерние компании;
— фамилии администрации предприятия, телефоны, факсы.
4. Краткие сведения по ПФО предприятия должны содержать следующие сведения:
— срок реализации плана;
— сумму необходимых финансовых средств;
— срок погашения государственной финансовой помощи, оказываемой на возвратной основе;
— финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта;
— уполномоченный, через которого осуществляется финансирование (наименование, реквизиты).
5. Анализ финансового состояния предприятия должен содержать сводную таблицу финансовых показателей предприятия, анализ и выводы.
Сводная таблица 1 финансовых показателей предприятия включает следующие коэффициенты:

‎‎Финансовые показатели предприятия

Таблица 1‎

Показатели ‎

Базовый
‎период ‎

‎‎‎Годы

Средний показатель
‎по отрасли ‎

1-й‎

2-й‎

3-й‎

Коэффициенты устойчивости
‎Общая задолженность / итого по активам. Текущая
‎задолженность / итого по активам.
‎Общая задолженность / остаточная стоимость основных
‎средств.
‎Текущая задолженность / остаточная стоимость
‎основных средств. Коэффициент обеспеченности
‎собственными средствами. ‎

Коэффициент деловой активности
‎Коэффициент общей оборачиваемости капитала.
‎Коэффициент оборачиваемости готовой продукции.
‎Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
‎Средний срок оборота дебиторской задолженности
‎Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
‎Средний срок оборота кредиторской задолженности
‎Коэффициент оборачиваемости собственных средств ‎

Коэффициент прибыльности
‎Норма балансовой прибыли
‎Чистая норма прибыли
‎Общий доход на активы
‎Доход на остаточную стоимость основных средств ‎
6. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержке эффективной хозяйственной деятельности необходимо свести в таблицу 2.

‎‎Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия

Таблица 2‎

‎‏
‎‏
Наименование мероприятия

Финансовые средства, необходимые для проведения
‎мероприятий‎‎

Годы‎‎‎

Конечный экономический эффект от реализации (по периодам)‎

1-й‎‎

2-й‎‎

3-й‎

...‎

n‎

кварталы‎‎

кварталы

I‎

II‎

III‎

IV‎

I‎

II‎

III‎

IV‎

1‎

2‎

3‎

4‎

5‎

6‎

7‎

8‎

9‎

10‎

11‎

12‎

13‎

Итого ‎

В этом разделе следует провести анализ мероприятий и сформулировать выводы.
7. В разделе «Рынок и конкуренция» необходимо привести следующие сведения:
7.1. Описание отрасли и перспективы ее развития (с указанием основных групп потребителей).
7.2. Рынки, на которые «нацелен» бизнес:
7.2.1. Отличительные характеристики основных рынков и сегментов рынков;
7.2.2. Размеры основных рынков;
7.2.3. Важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных рынках;
7.2.4. Второстепенные рынки и их основные характеристики.
7.2.5. Проникновение на рынок, ориентиры цен и балансовая прибыль, конкуренция;
7.2.6. Средства коммуникации;
7.2.7. Цикл покупок потенциальных потребителей;
7.3. Характеристика предприятия (в частности, участие на товарном рынке) по приведенной форме (табл. 3) в настоящее время.
7.4. Анализ и выводы.
7.5. Законодательные ограничения.

‎‎Характеристика предприятия‎‎

Таблица 3‎

Название хозяйствующего субъекта ‎

Объем производства ‎

Поставлено
‎на рынок хозяйствующим субъектом ‎

Общий объем поставки на
‎рынок всеми хозяйствующими субъектами ‎

Доля поставки на рынок в процентах к общему объему поставки ‎

1‎

2‎

3‎

4‎

5=(3 : 4).100‎

8. В разделе «Деятельность в области маркетинга» должны быть указаны такие сведения:
— стратегия маркетинга; стратегия роста; каналы распространения; коммуникации;
— стратегия осуществления продаж: характеристика и анализ каналов сбыта; объем продажи продукции по каждому каналу;
— продукты и услуги: подробное описание продукта (услуг), жизненный цикл продукта, исследования и разработки.
Описание стратегии роста (стратегии развития) объемов сбыта продукции должно выполняться по следующей схеме (рис. 1).
Схема описания стратегии роста объемов сбыта продукции

Рис.1 ‎

Интенсивный рост ‎

Интеграционный рост (вертикальная интеграция) ‎

Диверсификационный рост ‎

Возможности предприятия при существующих масштабах деятельности (за счет снижения запасов готовой продукции)

‎Глубокое внедрение
‎на рынок:




‎‎‎Расширение границ рынка за счет увеличения числа потребителей (новые рынки)





‎Совершенствование товара за счет привлечения новых покупателей на старых рынках ‎

Возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли‎


‎Регрессивная интеграция (приобрести во владение или привлечь для сотрудничества поставщиков)


‎‎Прогрессивная интеграция
‎(приобрести во владение или привлечь к сотрудничеству систему распределения)




‎‎‎Горизонтальная интеграция (приобрести во владение или привлечь к сотрудничеству предприятия-конкуренты)

Возможности, открывающиеся за пределами отрасли



‎Концентрическая диверсификация (пополнение ассортимента изделиями, похожими на товары предприятия)‎



‎Горизонтальная диверсификация (пополнение ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для существующих потребителей)



‎‎Конгломератная диверсификация в целях расширения ассортимента ‎



Схему каналов распределения продукции рекомендуется привести в ПФО по следующей форме (рис. 2):
Схема каналов распределения продукции
Объем продажи продукции по каждому каналу необходимо отразить в ПФО в следующей последовательности (табл. 4):
Объем продажи продукции предприятия по каждому каналу

Таблица 4‎‎‎


‎п/п

Наименование
‎продукции ‎


Объем сбыта, шт. /руб.

на 01.01.199__г .

кварталы ‎‎

I‎

II‎

III‎

IV‎

1‎

2‎

3‎

4‎

5‎

6‎

7‎

9. Раздел «План производства» включает пункты:
— производственная программа предприятия (ассортимент в натуральных показателях);
— планируемый объем производства и продажи продукции;
— потребность в основных фондах;
— расчет потребности в ресурсах на производственную программу;
— расчет потребности в персонале и заработной плате;
— смета расходов;
— потребность в дополнительных инвестициях.
Производственная программа предприятия показывает план производства всех видов продукции в натуральных единицах по годам.
Раздел «Планируемый объем производства и продажи продукции» содержит следующие показатели: объем выпуска всех видов продукции в натуральных единицах, цена каждой единицы продукции и объем производства в сумах, объем продаж в натуральных единицах, цена и объем продаж в сумах. Все эти показатели рассчитываются по годам.
Расчет потребности в основных фондах осуществляется по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности. Потребность в основных фондах приводится в таблице 5.
Потребность в основных фондах‎‎

‎‎Таблица 5


‎п/п‎

Основные фонды ‎

Годы‎‎

Базовый период‎

1-й‎‎‎

2-й‎

...‎

n‎

действующие,
‎сум ‎

общая потребность, с‎ум‎

прирост основных
‎фондов, сум‎

A‎

1‎

2‎

3‎

4‎

5‎

...‎

n‎

1.‎

Здания, сооружения
‎производственного назначения‎

2.‎

Рабочие машины и оборудование ‎

3.‎

Транспортные средства ‎

4.‎

Прочие ‎

5.‎

Всего: ‎
Произведенный расчет потребности предприятия в ресурсах на производственную программу приводится в таблице 6.


‎Расчет потребности предприятия в ресурсах‎‎

Таблица 6‎‎

‎‏№
‎п/п
‎‏

‎‏
‎‏Наименование
‎ресурсов

Годы ‎‎

базовый период ‎‎‎‎

1-й‎

...‎

n‎

Кол-во в
‎натуральных
‎единицах‎

Цена
‎единицы
‎ресурсов,
‎cум. ‎

Стоимость,
‎сум.‎

Стоимость
‎п‎ереходного
‎запаса, сум‎

А ‎

1‎

2‎

3‎

4‎

5‎

6‎

...

n‎

1.‎ Сырье и материалы (за вычетом
‎возвр. отходов)‎
2.‎ Покупные и комплектующие
‎изделия — всего, в том числе:
‎1. покупные изделия
‎2. полуфабрикаты ‎
3.‎ Топливо ‎
4.‎ Энергия ‎
5.‎ Итого: ‎
Расчет потребности в персонале производится по следующим категориям: рабочие основного производства, рабочие вспомогательного производства, специалисты и служащие. Расчет потребности в каждой категории работников производится на каждый планируемый год с определением общего количества необходимого персонала (человек).
При расчетах потребности в заработной плате по каждой категории персонала определяется средняя заработная плата (сум), общие затраты на заработную плату по каждой категории работников, соответственно — начисления на заработную плату. По каждому прогнозируемому году определяется средняя заработная плата, общий объем затрат на заработную плату (сум) и общая сумма начислений на заработную плату (сум).
Сводная смета расходов в ПФО приведена в таблице 7.
‎‎

Таблица 7‎

‎‏Наименование показателей
‎‏

Годы‎‎

Базовый период‎‎

1-й‎

...‎

n‎

на продукцию, сум. ‎

всего, сум. ‎

1‎

2‎

3‎

4‎

...‎

n‎ ‎

1. Объем продаж — всего
2. Производственная себестоимость всего, в том числе:
‎2.1. Прямые затраты на материалы
‎2.2. Прямые затраты на труд с учетом затрат по социальному страхованию — всего, в том числе: — основная заработная плата производственных рабочих
‎2.3. Косвенные затраты на материалы, относящиеся к производству
‎2.4. Косвенные затраты на труд, относящиеся к производству с учетом затрат по социальному страхованию 2.5. Накладные расходы производственного назначения — всего,
‎в том числе:
‎ — амортизация основных фондов и нематериальных активов производственного назначения ‎
3. Необходимая прибыль ‎
4. Рентабельность (стр. 3 : стр. 2 х 100%) ‎
5.1. Общий финансовый результат (прибыль или убыток) до уплаты налога на прибыль ‎
6. Налог на прибыль (доход) ‎
7. Прочие налоги и отчисления ‎
8. Чистая прибыль (убыток) ‎
Потребность в дополнительных инвестициях представляют инвестиции, на величину которых не влияют итоги производственно-хозяйственной деятельности, которые могут быть получены в результате выполнения производственной программы, то есть прирост основного и оборотного капитала рассчитывается без учета прибыли. Потребность в дополнительных инвестициях приводится в таблице 8.
Потребность предприятия в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования

‎‎Таблица 8

‎‏Категория
‎инвестиций
‎‏


‎Годы‎‎‎‎

Потребность ‎в
‎дополнительных инвестициях,
‎сум ‎

Общая
‎потребностьв
‎инвестициях,
‎сум ‎

‎‏базовый период

‎‎‎1-й

‎‎‎...

‎‎‎n

Прирост ‎

всего

1‎

2‎

3‎

4‎

5

6‎

7‎

8‎

9‎

10‎

1. Основной капитал
‎1.1 Здания, сооружения производственного
‎назначения
‎1.2. Рабочие машины и оборудование
‎1.3. Транспортные средства ‎
2. Оборотный капитал
‎2.1. Запасы и затраты
‎2.2. Денежные средства ‎
3. ИТОГО потребность в инвестициях‎
10. ПФО несостоятельных предприятий должен включать следующие разделы:
— прогноз финансовых результатов;
— потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;
— расчет коэффициента внутренней нормы прибыли;
— определение дисконтного (динамического) срока окупаемости проекта;
— график погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов;
— расчет точки безубыточности, порога рентабельности;
— обобщенная форма прогнозного баланса.
Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе обобщенной формы прогнозного баланса, которая составляется по образцу таблицы 9.
Обобщенная форма прогнозного баланса

‎‎Таблица 9‎

Актив‎

Код строки ‎

Годы‎‎

Пассив‎

код строки ‎

Годы‎‎

базовый период ‎

1‎

...‎

n‎

базовый период ‎ ‎

1‎

...‎

n‎ ‎

1. Основные средства и прочие внеоборотные активы‎

‎2. Запасы и затраты

‎З.Денежные средства, расчеты и прочие активы

‎4. Убытки прошлых лет отчетного года





‎‎080

‎180




‎‎

‎‎330


‎‎
‎340
‎350

1. Источники собственных средств


‎2. Расчеты и прочие пассивы. В том числе краткосрочная задолженность (сумма
строк баланса с 600 по710) ‎



‎480



‎‎770 ‎

Баланс (сумма строк 080, 180, 330,340 ,350)‎



‎360‎

Баланс (сумма строк 480 и 770) ‎



‎780‎

Прогноз финансовых результатов ПФО должен быть сведен в таблице 10.

‎‎Таблица 10

2‎ 3‎ 4‎ 1‎ 2‎ 3‎ 4‎ ...‎ n‎
1. Выручка от реализации
‎1.1. Объем продаж в натуральном выражении ‎
1.2. Цена единицы продукции ‎
2. Затраты на производство реализованной продукции ‎
3. Результаты от реализации ‎
4. Результаты от прочей реализации ‎
5. Доходы и расходы от внереализационных операций ‎
6. Балансовая прибыль
‎7. Платежи в бюджет из прибыли ‎
8. Чистая прибыль
‎(стр. 6 - стр. 7.)‎
Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.

‎‎Таблица 11

‎‏Потребность в дополнительных инвестициях, сум

Годы ‎‎

Итого ‎‏

Источники финансирования, сум ‎‏

Годы ‎‎ ‎‎‎

Итого ‎‏ ‎‏

1‎

...‎

n‎

1‎

...‎

n‎ ‎

1‎

2‎

3‎

4‎

5‎

6‎

7‎

8‎

9‎

10‎

1. Основной капитал
‎1.1. Здания сооружения производственного назначения
‎1.2. Рабочие машины и оборудование
‎1.3. Транспортные
‎средства
‎1.4. Прочие

‎2. Оборотный капитал
‎2.1. Запасы и затраты
‎2.2. Денежные средства ‎
1. Акционерный капитал 2. Привлеченный капитал
‎2.1. Долгосрочные кредиты
‎2.2. Долгосрочные займы
‎‎2.3. Кра‎ткосрочные кредиты
‎2. 4. Краткосрочные займы
‎3. Прочие источники финансирования ‎

Итого 1
‎потребность в дополнительных инвестициях ‎

Итого 2
‎ источники финансирования ‎

ПФО, разработанный предприятием, направляется для согласования соответствующему органу исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в данной отрасли (сфере управления), и в Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий.
Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан рассматривает (после соответствующих согласований) и утверждает ПФО несостоятельного предприятия.