Совместное Постановление
Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ, ВНОСИМЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ПАЛАТУ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, И ЗАКОНОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В СЕНАТ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., № 1, ст. 15)
В целях реализации задач, определенных в докладе Президента Республики Узбекистан И. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 27 января 2010 года «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества — наш главный приоритет», по обеспечению четкой и глубокой взаимосвязи процессов реформирования экономики и социальной сферы с постоянным обновлением общественно-политической и судебно-правовой систем Кенгаш Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаш Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляют:
1. Утвердить Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (прилагаются).
2. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 83 Конституции Республики Узбекистан, сенаторам, государственным органам, не обладающим правом законодательной инициативы, негосударственным некоммерческим организациям и гражданам, вносящим на рассмотрение субъекта права законодательной инициативы законопроекты или предложения о необходимости принятия нового законодательного акта, внесения изменений, дополнений в законодательный акт, а также признания утратившим силу действующего законодательного акта или его части, применять Правила юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, при осуществлении законотворческой деятельности.
3. Депутатам Законодательной палаты и членам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан при осуществлении законотворческой деятельности особое внимание уделять совершенствованию терминологического, понятийного аппарата принимаемых законодательных актов, обязательной отработке в них правовых механизмов, обеспечивающих реализацию принятых законов, стимулирование демократических процессов, происходящих в различных сферах социально-экономического развития, общественного и государственного строительства.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Д. ТАШМУХАМЕДОВА
г. Ташкент,
30 декабря 2010 г.,
№ 237-II
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан И. СОБИРОВ
Ташкент,
30 декабря 2010 г.,
№ 150-II
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Совместному постановлению Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года № 237-II / 150-II
ПРАВИЛА
юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Глава 1. Общие положения
1. Цель настоящих Правил
Целью настоящих Правил является обеспечение высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов (законов) и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.
2. Основа разработки настоящих Правил
Настоящие Правила разработаны исходя из опыта законотворческой деятельности, накопленного за годы независимости Республики Узбекистан, а также практического опыта функционирования Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Законодательная палата) и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Сенат).
3. Сфера применения настоящих Правил
Настоящие Правила предназначены для практического применения:
субъектами права законодательной инициативы, указанными в статье 83 Конституции Республики Узбекистан, при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу;
сенаторами при обсуждении законов, принятых Законодательной палатой и направленных в Сенат для одобрения;
государственными органами, не обладающими правом законодательной инициативы, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами, вносящими на рассмотрение субъекта права законодательной инициативы законопроекты или предложения о необходимости принятия нового законодательного акта, внесения изменений, дополнений в законодательный акт, а также признания утратившим силу действующего законодательного акта или его части;
членами согласительных комиссий, образованных из представителей палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, при подготовке заключений по разногласиям в тексте закона, принятого Законодательной палатой.
4. Круг субъектов права законодательной инициативы
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду Республики Узбекистан, Верховному суду Республики Узбекистан, Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан, Генеральному прокурору Республики Узбекистан.
Законопроект вносится субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату. Закон, принятый Законодательной палатой, направляется в Сенат для одобрения.
5. Форма и нормативная основа реализации права законодательной инициативы
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Законодательную палату проектов Конституции Республики Узбекистан, конституционных законов и законов Республики Узбекистан, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, конституционные законы и законы Республики Узбекистан либо законопроектов о признании утратившими силу законов Республики Узбекистан.
Процедура подготовки законопроектов и их внесения в Законодательную палату определяется законами Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» и «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
6. Документы, прилагаемые к законопроекту, вносимому в Законодательную палату
При внесении законопроекта в Законодательную палату должны быть представлены:
1) пояснительная записка к законопроекту с изложением его концепции;
2) законопроект о внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу законодательных актов, связанных с внесением законопроекта;
3) перечень подзаконных актов, подлежащих изменению и дополнению, а также признанию утратившими силу или принятию;
4) финансово-экономическое обоснование для законопроектов, требующих материальных затрат;
5) заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан по законопроектам, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета Республики Узбекистан. При отсутствии заключения Кабинета Министров Республики Узбекистан данный законопроект возвращается субъекту права законодательной инициативы.
При внесении в Законодательную палату проекта закона Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Конституционным судом Республики Узбекистан, Верховным судом Республики Узбекистан или Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан должно быть представлено соответствующее решение этих органов о внесении проекта закона в Законодательную палату с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Законодательной палате по данному законопроекту.
Копии текста проекта закона и материалов, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, должны быть представлены в электронной форме.
Глава 2. Структура законопроекта (закона)
7. Наименование законопроекта (закона)
Наименование законопроекта (закона) отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование законопроекта (закона) печатается с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.
8. Преамбула законопроекта (закона)
Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта (закона), которая содержит разъяснение мотивов, целей и задач его принятия, но не является обязательной. Преамбула помещается в начале законопроекта (закона) после его наименования. Преамбула подразделяется на абзацы.
Преамбула законопроекта (закона):
не содержит самостоятельных нормативных предписаний;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием законодательного акта;
не содержит значение основных понятий, применяемых в законе;
не нумеруется.
Структурные единицы законопроекта (закона) не могут иметь преамбулу.
9. Структурные единицы законопроекта (закона) и его статьи
Деление законопроекта (закона) на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в законопроекте (законе).
Употребляются следующие структурные единицы законопроекта (закона) по нисходящей:
часть;
раздел;
подраздел;
глава;
параграф;
статья.
Употребляются следующие структурные единицы статьи законопроекта (закона) по нисходящей:
часть;
пункт (абзац);
подпункт (абзац).
Структурная единица «раздел», если в законопроекте (законе) нет глав, не вводится.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (законов) (например, кодексы) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
10. Часть как структурная единица законопроекта (закона)
Часть законопроекта (закона) обозначается словами:‎
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;‎
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ‎
Часть законопроекта (закона) может иметь наименование: ‎
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ‎
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ‎
Часть законопроекта (закона) может обозначаться (например, в кодексах) следующим образом:‎
ОБЩАЯ ЧАСТЬ;‎
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ‎
Обозначение и наименование части законопроекта (закона) печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.‎
Наименование части законопроекта (закона) печатается полужирным шрифтом. ‎‎
11. Раздел как структурная единица законопроекта (закона)
Раздел законопроекта (закона) имеет:
порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:
РАЗДЕЛ III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО
12. Подраздел как структурная единица законопроекта (закона)
Подраздел законопроекта (закона) имеет:
порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
Подраздел 4. Сделки и представительство
13. Глава как структурная единица законопроекта (закона)
Глава законопроекта (закона) имеет:
порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 29. Купля-продажа
14. Параграф как структурная единица законопроекта (закона)
Параграф законопроекта (закона):
обозначается знаком «§»;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример:
§2. Розничная купля-продажа
15. Статья как структурная единица законопроекта (закона)
Статья законопроекта (закона):
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в отдельных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка ставится после номера статьи и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части, которые не нумеруются. Порядковая расположенность частей статьи определяется посредством последовательного подсчета абзацев, начинающихся с заглавной буквы и заканчивающихся точкой.
Пример 1:
Статья 427. Предоставление покупателю информации о товаре
‎‎___________________________________________. (часть первая)‎
‎‎___________________________________________. (часть вторая)
___________________________________________. (часть третья)
‎‎___________________________________________. (часть четвертая)
Пример 2:
Статья 6. ________________________‎‎
___________________________________________. (часть первая)‎‎
___________________________________________. (часть вторая)
‎‎(см. Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1996 года № 336-I «Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан»).
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.
Пример 1:
Статья 109. Порядок выдачи и основания к отказу в выдаче судебного приказа
Судья выдает судебный приказ без судебного разбирательства, вызова должника и взыскателя и заслушивания их объяснений. (часть первая)
Судья отказывает в выдаче судебного приказа, если: (абзац первый части второй)
1) должник не согласен с заявленным требованием; (пункт первый части второй)
2) усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов. (пункт второй части второй)
Об отказе в выдаче судебного приказа судья выносит определение. (часть третья)
Пример 2:
Статья 59. Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц
‎‎______________________________: (часть первая)
‎‎1) ____________________________; (пункт 1 части первой)
‎‎а) ____________________________; (подпункт «а» пункта 1 части первой)
Пример 3:
Статья 78. ____________________‎‎
__________________________________________: (часть первая)
1) ________________________________________; (пункт 1 части первой)
‎‎(см. Конституцию Республики Узбекистан).
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.
Пример 4:
Статья 26. Подсудность дел
Дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются хозяйственными судами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, за исключением дел, подсудных Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан. (часть первая)
Высший хозяйственный суд рассматривает: (абзац первый части второй)
споры, вытекающие из экономических соглашений между органами управления республики, местными органами представительной и исполнительной власти; (абзац второй части второй)
дела о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов высших органов власти. (абзац третий части второй)
Высший хозяйственный суд в зависимости от особых обстоятельств вправе изъять любое дело из любого хозяйственного суда и принять его к своему производству по первой инстанции, передать дело из одного хозяйственного суда в другой. (часть третья)
16. Включение в текст законопроекта положений о порядке вступления в силу или признания утратившим силу законодательного акта или его отдельных положений
В текст внесенного в Законодательную палату законопроекта могут быть включены следующие положения:
о сроке и порядке вступления в силу закона или его отдельных положений;
о признании утратившими силу ранее принятых законов и других законодательных актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.
Пример 1:
Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пример 2:
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Пример 3:
Статья 295. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 апреля 1996 года.
Предусмотренная частью второй статьи 151 настоящего Кодекса замена отпуска сверхминимальной его продолжительности денежной компенсацией применяется с 1 апреля 1996 года в отношении отпусков за последний рабочий год и последующие годы.
Пример 4:
Статья 43. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Закона
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года № 223-ХII «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1991 г., № 4, ст. 76);
2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 15 февраля 1991 года № 224-XII «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1991 г., № 4, ст. 77);
3) Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года № 664-ХII «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 363);
4) _______________________________________________________;
5) _______________________________________________________.
Глава 3. Особенности структуры законопроектов (законов) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, а также законопроектов (законов), содержащих перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу
17. Оформление законопроектов (законов) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты
Законопроекты (законы) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, а также законопроекты (законы), содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты (законы):
не имеют наименований статей;
статьи могут делиться на части;
части могут делиться на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.
Пример 1:
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) следующие изменения и дополнения:
‎‎1) ________________________________________; (пункт 1)
‎‎2) ________________________________________; (пункт 2)
‎‎3) ______________________________________; (абзац первый пункта 3)
‎‎а) _______________________________________; (подпункт «а» пункта 3)
‎‎б) _______________________________________; (подпункт «б» пункта 3)
‎‎4) ________________________________________. (пункт 4)
Пример 2:
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) следующие изменения:
‎‎_____________________________________________; (абзац второй)
_____________________________________________; (абзац третий) ‎‎‎
‎‎_____________________________________________; (абзац четвертый)
‎‎____________________________________________. (абзац пятый)
Пример 3:
Статья 1. Признать утратившими силу:
‎‎1) ___________________________________________________; (пункт 1)
‎‎2) ___________________________________________________; (пункт 2)
‎‎3) ___________________________________________________; (пункт 3)
‎‎4) ___________________________________________________; (пункт 4)
‎‎5) ___________________________________________________; (пункт 5)‎
‎‎6) ___________________________________________________. (пункт 6)
Пример 4:
Статья 1. Признать утратившими силу:
_____________________________________________; (абзац второй)
‎‎_____________________________________________; (абзац третий)
‎‎_____________________________________________. (абзац четвертый)
18. Нумерация структурных единиц законопроекта (закона)
Нумерация статей, глав, разделов законопроекта (закона) должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и дополнений, а также признании утратившими силу структурных единиц законопроекта (закона).
Недопустимо изменять нумерацию пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и дополнений, а также признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, статей (например, последней была глава 5–дополнить главой 6; последней была статья 7–дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в части последним пунктом был пункт 3–дополнить пунктом 4 и т. д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 51, статья 72, пункт 33, подпункт «б1»).
Пример:
Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) следующие дополнения:
1) дополнить статьей 171 следующего содержания:
‎‎«Статья 171. ____________________
‎‎__________________________________________________________.‎
‎‎__________________________________________________________»;
2) в статье 16:
часть вторую дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21) ____________________________________________________»‎
пункт 3 части четвертой дополнить подпунктом «б2» следующего содержания:
«б2) _____________________________________________________».
19. Статья о порядке вступления закона в силу
В статье законопроекта (закона) о вступлении закона в силу должно употребляться понятие «вступление в силу».
Статья о порядке вступления закона в силу включается в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Законом Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».
Пример 1:
Настоящий Закон вступает в силу по истечении двадцати дней со дня его официального опубликования.
Пример 2:
Настоящий Закон вступает в силу с 1 декабря 2005 года.
Пример 3:
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
20. Примечание к структурным единицам законопроекта (закона)
Недопустимо включение в законопроект (закон) примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту (закону) в целом.
21. Приложения к законопроектам (законам)
Законопроекты (законы) могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т. д.
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Если к законопроекту (закону) имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте законопроекта (закона) знак № также не указывается.
Пример:
согласно приложению 4 к Закону Республики Узбекистан.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта (закона) без указания на номер и дату подписания законодательного акта.
Пример 1:
Приложение к Закону Республики Узбекистан « _______________»
Пример 2:
Приложение 2 к Закону Республики Узбекистан « _______________»
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Глава 4. Особенности структуры законопроектов (законов) о ратификации международных договоров Республики Узбекистан
22. Оформление законопроектов (законов) о ратификации международных договоров Республики Узбекистан
Законопроекты (законы) о ратификации международных договоров Республики Узбекистан оформляются следующим образом:
Пример 1:
О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам
Ратифицировать Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам.
Пример 2:
О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности со следующим заявлением:
по пункту 3 статьи 35 Конвенции: «Республика Узбекистан не считает себя связанной положениями пункта 3 статьи 35 настоящей Конвенции».
Пример 3:
О присоединении к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений
Присоединиться к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений со следующими оговорками:
1) по статье 18 Конвенции: «Республика Узбекистан заявляет, что вышеуказанная Конвенция не будет применяться к литературным и художественным произведениям, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Республики Узбекистан уже являются на ее территории общественным достоянием»;
2) по Дополнительному разделу Конвенции: «Республика Узбекистан намерена пользоваться льготами, предусмотренными в статьях 2 и 3 Дополнительного раздела вышеуказанной Конвенции».
23. Оформление законопроекта (закона) о ратификации нескольких международных договоров Республики Узбекистан
Если законопроект (закон) о ратификации международных договоров Республики Узбекистан включает в себя ратификацию нескольких международных договоров, то такой законопроект (закон) оформляется в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов (законов), содержащих статьи без наименования.
Наименование международного договора Республики Узбекистан в законопроекте (законе) о ратификации должно быть полностью идентично наименованию этого международного договора в подписанном оригинале. Внесение каких-либо изменений не допускается.
Пример:
О ратификации Договора к Энергетической хартии и Протокола к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и смежным экологическим аспектам, подписанных в Лиссабоне в апреле 1995 года
Статья 1. Ратифицировать Договор к Энергетической хартии, подписанный в Лиссабоне в апреле 1995 года.
Статья 2. Ратифицировать Протокол к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и смежным экологическим вопросам, подписанный в Лиссабоне в апреле 1995 года.
Глава 5. Порядок применения ссылок
24. Применение в статьях ссылок на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты
Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
25. Оформление ссылки на законодательный акт
При необходимости сделать ссылку в законопроекте (законе) на законодательный акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания и номер, а также наименование законодательного акта.
Пример 1:
регулируются Законом Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 161-II «О нормативно-правовых актах».
Пример 2:
в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 435-II «О введении в действие Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 29 августа 2003 года № 522-II «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (далее — Закон Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан»).
При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, его наименование, а в круглых скобках — вид законодательного акта, дата подписания и номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Пример:
в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 апреля 1999 года № 758-I).
26. Ссылки на Конституцию Республики Узбекистан
Ссылки на Конституцию Республики Узбекистан оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью первой статьи 18 Конституции Республики Узбекистан.
27. Ссылки на кодексы Республики Узбекистан
При ссылке на кодексы дата их подписания и номер не указываются.
Пример 1:
регулируются Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
Пример 2:
в порядке, установленном Таможенным кодексом Республики Узбекистан.
Пример 3:
в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан.
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Пример 1:
регулируются статьей 55 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Пример 2:
в соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
28. Ссылки на структурную единицу законодательного акта
При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 2 части второй статьи 15 Закона Республики Узбекистан от ____________года № ___ «_______________________________».
29. Обозначение структурных единиц законопроектов (законов)
Обозначения разделов, глав, статей, пунктов печатаются цифрами, обозначения частей и абзацев пишутся словами, а обозначения подпунктов печатаются строчными буквами в кавычках.
Примеры:
подпункт «в2» пункта 2 части первой статьи 5;
подпункт «в» пункта 1 части второй статьи 5;
абзац второй части первой статьи 1;
в соответствии с абзацем первым части первой статьи 1;
глава 5;
разделы III и IV.
Ссылки на структурные единицы одного и того же законопроекта (закона) оформляются следующим образом:
Примеры:
содержащиеся в главе 3 настоящего Закона;
в связи с положениями настоящей главы;
в соответствии с частью первой статьи 5 настоящего Кодекса;
в соответствии с пунктом 1 части первой настоящей статьи;
в соответствии с пунктом 21 части четвертой статьи 5 настоящего Закона;
в соответствии с подпунктом «а1» пункта 2 части третьей статьи 5 настоящего Закона;
регулируется подпунктом «б» пункта 2 части третьей статьи 5 настоящего Закона;
содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы.
30. Ссылки на законодательные акты разной юридической силы
Ссылки в законопроектах (законах) могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативно-правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан).
В исключительных случаях в законопроекте (законе) допустимы ссылки на акты законодательства низшей юридической силы или на законодательство, если отдельные правоотношения не урегулированы данным законопроектом (законом) и эти правоотношения урегулированы или подлежат урегулированию другими актами законодательства.
31. Ссылки на нормативные предписания других законодательных актов
В тексте законопроекта (закона) недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые в свою очередь являются отсылочными.
Глава 6. Порядок указания официальных источников опубликования
32. Официальные источники опубликования законов Республики Узбекистан
Официальными источниками опубликования законов Республики Узбекистан являются «Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халқ сўзи» и «Народное слово».
Если в законодательный акт вносятся изменения, дополнения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указывается официальный источник его опубликования.
Пример 1:
(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 221).
Пример 2:
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 10; 2002 г., № 1, ст. 20).
При опубликовании текста законодательного акта, имеющего большой объем, в нескольких номерах газет «Халқ сўзи», «Народное слово» в качестве официального источника опубликования указываются даты всех номеров газет, в которых был опубликован текст законодательного акта.
Пример:
Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года № 163-I и 29 августа 1996 года № 256-I (газеты «Халқ сўзи», «Народное слово» от 14, 15 и 16 ноября 1996 года).
33. Указание официального источника опубликования при внесении изменений в законодательный акт
При внесении изменений и дополнений в законодательный акт указываются:
официальный источник опубликования законодательного акта или официальный источник опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
официальные источники опубликования всех последующих изменений и дополнений, внесенных в законодательный акт.
Пример 1:
Внести в статью 8 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года № 822-I «О телекоммуникациях» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 219) следующие изменения и дополнения:
_______________________________________________________________.
Пример 2:
Внести в Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 734-ХII «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 78-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 149; 2003 г., № 1, ст. 8) следующие изменения:
_______________________________________________________________.
34. Указание официального источника опубликования при признании законодательного акта утратившим силу
При признании законодательного акта утратившим силу указывается официальный источник опубликования законодательного акта или официальный источник опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была). Также отдельно признаются утратившими силу и законодательные акты, которыми вносились изменения и дополнения в основной законодательный акт, признаваемый утратившим силу, с указанием источника их официального опубликования.
Примеры:
Признать утратившими силу:
Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1997 года № 481-I «О подготовке законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 237);
раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 1-2, ст. 18).
Глава 7. Внесение изменений и дополнений в законодательные акты
35. Цель внесения изменений и дополнений в законодательные акты
Законопроекты (законы) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты готовятся для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым законом Республики Узбекистан и устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
36. Внесение изменений в законодательные акты
Внесением изменений в законодательные акты считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
37. Внесение дополнений в законодательные акты
Внесением дополнений в законодательные акты считается:
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами законодательного акта.
38. Перечень законодательных актов, в которые могут вноситься изменения и дополнения
Изменения и дополнения могут вноситься в следующие виды законодательных актов:
законы Республики Узбекистан;
постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
постановления Верховного Совета Республики Узбекистан;
указы Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан;
постановления Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.
39. Оформление внесения изменений и дополнений в законодательные акты
Внесение изменений и дополнений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором в свою очередь изменения и дополнения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона Республики Узбекистан «_________________________» и в Закон Республики Узбекистан «_________________________»
Статья 1. Внести в статью 5 Закона Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № __, ст. ___; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № __, ст. __) следующие изменения и дополнения:
‎‎1) ___________________________________________________________;
‎‎2) ___________________________________________________________.‎
Статья 2. Внести в Закон Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № __, ст.___) следующие изменения и дополнения:
1) __________________________________________________________;‎‎‎
2) __________________________________________________________;‎‎
3) __________________________________________________________;
4) __________________________________________________________.‎‎
40. Оформление внесения изменений и дополнений в несколько законодательных актов
Если законопроектом (законом) вносятся изменения и дополнения одновременно в несколько законодательных актов, то эти законодательные акты располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.
41. Оформление законодательных актов о признании утратившими силу
При одновременном внесении в законодательный акт изменений, дополнений, а также признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений, дополнений и о признании утратившими силу могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения, дополнения, а также признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 1 слова «_____________» заменить словами «_____________»;
2) часть первую статьи 2 дополнить словами «_____________________»;
3) из пункта 2 части второй статьи 3 слова «____________» исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть первую статьи 5 изложить в следующей редакции:
«_____________________________________________________________»;
6) в статье 6 слова «_____________» заменить словами «_____________».
42. Указание реквизитов законодательного акта при внесении в него изменений и дополнений
При внесении изменений и дополнений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта и его номер (если он есть), наименование, а также соответствующий официальный источник его опубликования.
Пример:
Внести в Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 160-II «О нормативно-правовых актах» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 8) следующие изменения и дополнения:
_______________________________________________________________.
Если подлежащий изменению, дополнению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта и его номер (если он есть), наименование; далее в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции, а также в круглых скобках указывается официальный источник его опубликования.
Пример:
Внести в Закон Республики Узбекистан от 13 января 1992 года № 510-ХП «О занятости населения» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года № 616-I) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 97) следующие изменения и дополнения:
_______________________________________________________________.
43. Конкретизация наименований законопроектов (законов) о внесении изменений и дополнений в законодательные акты
Изложение наименования законопроектов (законов), вносящих изменения и дополнения в законодательные акты, зависит от их содержания. Если предусматривается внесение только изменений или только дополнений, то в наименовании законопроектов (законов) соответственно конкретизируется, что в законодательный акт вносятся изменения или дополнения. На наименование законопроекта (закона) также влияет структура законопроекта (закона). Например, если законопроект (закон) начинается с дополнений, то в наименовании указывается о внесении дополнений и изменений, а если с изменений, то соответственно в наименовании законопроекта (закона) указывается о внесении изменений и дополнений.
При внесении изменений или дополнений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта (закона) целесообразно конкретизировать.
Пример 1:
О внесении изменений в статьи 5 и 30 Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании»
Пример 2:
О внесении дополнений в статью 4 Закона Республики Узбекистан «_________________________» и статью 15 Закона Республики Узбекистан «________________________________________________»
44. Законодательный акт, в который могут вноситься изменения и дополнения
Изменения и дополнения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения и дополнения в основной законодательный акт путем внесения изменений и дополнений в изменивший и дополнивший его законодательный акт недопустимо.
45. Недопустимость внесения в постоянно действующий законодательный акт правовых норм временного характера
Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
46. Использование кавычек при внесении изменений и дополнений в законодательный акт
При внесении изменений и дополнений в законодательный акт соответствующий текст заключается в кавычки.
47. Изложение вносимых в законодательный акт изменений и дополнений
Вносимые в законодательный акт изменения и дополнения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения и дополнения.
48. Дополнение законодательного акта структурной единицей, находящейся на стыке более крупных структурных единиц
При дополнении законодательного акта статьей, главой, подразделом, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, подразделов, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, подраздела, раздела со ссылкой на соответствующую главу, подраздел, раздел, часть законодательного акта.
Пример 1:
Главу 1 Закона Республики Узбекистан от ________________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___; ______г., № __, ст. __) дополнить статьей 141 следующего содержания:
«Статья 141.___________________
______________________________________________________________».
Пример 2:
Главу 2 Закона Республики Узбекистан от ________________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___; ______г., № __, ст. __) дополнить статьей 141 следующего содержания:
«Статья 141.___________________
______________________________________________________________».
49. Недопустимость внесения изменений или дополнений в обобщенной форме в законодательный акт
Внесение изменений или дополнений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний или дополнение словами и словосочетаниями с использованием формулировки «по тексту») не допускается.
По общему правилу каждое изменение или дополнение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется или дополняется.
Исключение может составлять только внесение изменений или дополнений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения или дополнения не вносятся, а заменяемые или дополняемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение или дополнение должно быть оформлено следующим образом:
Пример 1:
В статье 10 Закона Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) слова «___________________» заменить словами «___________________».
Пример 2:
Статью 10 Закона Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) после слов «_______________» дополнить словами «_________________».
50. Замена слов в статье законодательного акта, употребленных в разных числах и падежах
Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
Пример 1:
В статье 10 Закона Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) слова «_______(слова указываются в именительном падеже единственного числа)______» в соответствующих числе и падеже заменить словами «_______(слова указываются в именительном падеже единственного числа)_________» в соответствующих числе и падеже.
Пример 2:
В статье 10 Закона Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) слова «_________(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)________» в соответствующем падеже заменить словами «_________(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)_________» в соответствующем падеже.
51. Последовательность указания структурных единиц при внесении изменений и дополнений в законодательный акт
При внесении изменения и дополнения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется и дополняется, затем — характер изменений и дополнений. Внесение изменений и дополнений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример 1:
в подпункте «в» пункта 2 части первой статьи 7 слова «__________» заменить словами «__________».
Пример 2:
Часть первую статьи 7 Закона Республики Узбекистан от ___ _____________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) дополнить предложением следующего содержания:
«______________________________________________________________».
52. Оформление внесения дополнений в различные структурные единицы статьи законодательного акта
При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
статью 1 после слов «___________» дополнить словами «____________».
53. Внесение дополнений в конец структурной единицы статьи законодательного акта
В случае если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами «____________________________».
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
54. Оформление внесения изменений и дополнений в различные структурные единицы статьи
Внесение нескольких изменений и дополнений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:
Пример:
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 2:
в части первой слова «___________» заменить словами «_____________»;
часть вторую после слов «_________» дополнить словами «__________»;
часть третью дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) _____________________________________________________»;
часть четвертую дополнить предложением следующего содержания:
«__________________________________________________________________»;
2) второе предложение пункта 2 части второй статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4._____________________
____________________________________________________________».
55. Дополнение статьи законодательного акта структурными единицами
При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами, подпунктами или абзацами в обязательном порядке указываются порядковые номера частей, пунктов, подпунктов или абзацев. При этом сначала указывается наименование структурной единицы, которая дополняется, затем — слово «дополнить», далее — структурная единица статьи, которая дополняет статью и ее содержание.
Пример 1:
статью 2 дополнить частью третьей следующего содержания:
«_____________________________________________________________»;
в статье 33:
часть первую дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:
«_____________________________________________________________»;
абзацы четырнадцатый — двадцать четвертый считать соответственно абзацами пятнадцатым — двадцать пятым.
Пример 2:
часть вторую статьи 7 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«_____________________________________________________________».
Пример 3:
часть третью статьи 15 дополнить абзацами четвертым — девятым следующего содержания:
‎‎«________________________________________________________;
_________________________________________________________;
_________________________________________________________;
_________________________________________________________;
_________________________________________________________;
‎‎________________________________________________________».
Если статья законодательного акта дополняется не более тремя частями или часть (пункт) статьи законодательного акта дополняется не более тремя абзацами, то порядковые номера дополняемых частей или абзацев пишутся через запятую.
Пример 1:
статью 7 дополнить частями второй, третьей, четвертой следующего содержания:
«________________________________________________________.
‎‎_________________________________________________________.
‎‎________________________________________________________».
Пример 2:
пункт 5 статьи 4 дополнить абзацами четвертым, пятым, шестым следующего содержания:
‎‎«________________________________________________________;
_________________________________________________________;‎‎
________________________________________________________»;‎‎‎
абзац четвертый считать абзацем седьмым.
При дополнении статьи законодательного акта пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.
Пример 1:
часть пятую статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) _______________________________________________».‎
Пример 2:
пункт 3 части третьей статьи 7 дополнить подпунктом «д» следующего содержания:
«д)______________________________________________________»
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта (закона).
56. Принятие нового закона вместо принятия закона в новой редакции
Принятие законодательного акта в новой редакции, как правило, нежелательно. Вместо новой редакции законодательного акта желательно принимать новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
необходимо внести в законодательный акт изменения и дополнения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в законодательный акт изменения и дополнения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично.
57. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции
Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения и дополнения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения и дополнения в текст структурной единицы законодательного акта.
Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Статью 16 Закона Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___) изложить в следующей редакции:
«Статья 16.‎‎_______________
‎‎____________________________________________________»
В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:
О внесении изменения в статью 16 Закона Республики Узбекистан
«_______________________________________________________»
58. Замена цифровых обозначений и слов
При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».
Примеры:
цифры «15, 18, 124» заменить цифрами «16, 19, 125»;
цифру «45» заменить цифрой «55».
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».
Пример:
слова «в 10 раз» заменить словами «в 20 раз».
59. Наименование законопроекта (закона), содержащего перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Если в законопроекте (законе) одновременно со статьями о внесении изменений и дополнений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта (закона).
Пример:
О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан
Глава 8. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
60. Приведение действующих законодательных актов в соответствие с принимаемым законом
Для приведения законодательных актов в соответствие с принятым (принимаемым) законом Республики Узбекистан, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с принятым (принимаемым) законом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
61. Составление перечня законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения и дополнения.
Пример:
Закон Республики Узбекистан от __________________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___);
2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т. е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы).
Пример:
главу 5 Закона Республики Узбекистан от ________________года № ___ «________________________________» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___);
3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).
Пример:
Абзац третий части первой статьи 4 и абзац второй части первой статьи 5 Положения об ордене «Соғлом авлод учун» («За здоровое поколение»), утвержденного Законом Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 6, ст. 257; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 141; 2003 г., № 9-10, ст. 149), в части бесплатного пользования городским пассажирским транспортом.
62. Виды законодательных актов, которые могут быть признаны утратившими силу
Признаваться утратившими силу могут следующие виды законодательных актов:
законы Республики Узбекистан;
постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
постановления Верховного Совета Республики Узбекистан;
указы Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан;
постановления Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан.
63. Оформление перечня законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте (законе), устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте (законе) о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов или может быть самостоятельным законопроектом (законом).
Оформление одновременного внесения изменений и дополнений в законодательный акт, а также признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии со статьей 41 настоящих Правил.
64. Основные требования к перечню законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
65. Оформление признания утратившим силу указа Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан
Если утрачивает силу указ Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан, который был утвержден законом, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются указ и утверждающий его закон (либо его часть). При этом отдельными позициями в данный перечень включаются законодательные акты, вносившие в указ Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан изменения и дополнения.
66. Оформление признания утратившим силу закона, который вводился в действие постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан
Если утрачивает силу закон, который вводился в действие постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются закон и постановление о введении его в действие. При этом отдельными позициями в перечень включаются законодательные акты, вносившие в закон изменения и дополнения.
67. Реквизиты законодательного акта, включаемого в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания и номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.
68. Включение законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).
69. Хронологический порядок расположения законодательных актов в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.
При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
70. Признание законодательного акта утратившим силу, если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица
Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные статьи или структурные единицы утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
71. Признание утратившим силу законодательного акта, содержащего статьи о признании утратившими силу других законодательных актов (их структурных единиц)
Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее принятые законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт, он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
72. Включение в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательных актов, которые фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами
В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
73. Порядок включения в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательных актов временного характера
В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
74. Порядок включения в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, структурной единицы законодательного акта, содержащей указание на приложение к законодательному акту, и само приложение
Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от ______________года № ___ «________________________________» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, ______г., № __, ст. ___).
Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин «отменить».
Глава 9. Оформление текста закона, принятого Законодательной палатой и направляемого в Сенат для одобрения
75. Перечень документов, направляемых в Сенат
При внесении закона, принятого Законодательной палатой, в Сенат для одобрения должны быть представлены следующие документы:
1) постановление Законодательной палаты о принятии закона;
2) текст закона, принятого Законодательной палатой;
3) пояснительная записка к закону с изложением его концепции;
4) финансово-экономическое обоснование — для законов, требующих материальных затрат;
5) заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан по законам, предусматривающим сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета Республики Узбекистан;
6) копии материалов, представленных субъектом права законодательной инициативы в Законодательную палату.
76. Оформление сопоставительной таблицы, прилагаемой к закону, принятому Законодательной палатой
К тексту закона, принятому Законодательной палатой, также прилагается сопоставительная таблица. Сопоставительная таблица состоит, как правило, из трех граф: первая — «редакция проекта закона, внесенного субъектом законодательной инициативы», вторая — «редакция закона, принятого Законодательной палатой», третья — «обоснование вносимых изменений и дополнений».
Первая и вторая графы в сопоставительной таблице излагаются в следующем виде:
изменяемые цифры, слова, предложения, абзацы, подпункты, пункты, части, статьи, параграфы, главы, разделы выделяются полужирным шрифтом;
дополняемые цифры, слова, предложения, абзацы, подпункты, пункты, части, статьи, параграфы, главы, разделы выделяются полужирным шрифтом;
признаваемые утратившими силу абзацы, подпункты, пункты, части, статьи, параграфы, главы, разделы или исключаемые цифры, слова, предложения в первой графе обозначаются курсивом.
Если структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции, то в сопоставительной таблице выделяются соответственно только изменяемые, дополняемые, признаваемые утратившими силу или исключаемые цифры, слова, предложения, абзацы, подпункты, пункты, части, статьи, параграфы, главы, разделы.
В первой и второй графах соответствующие цифры, слова, предложения, абзацы, подпункты, пункты, части, статьи, параграфы, главы, разделы и приложения, которые не изменяются, для обеспечения наглядности вносимых поправок приводятся обычным шрифтом.
77. Технические требования к оформлению текста закона, принятого Законодательной палатой
Текст закона должен располагаться на одной стороне листа бумаги формата А 4 без уменьшения масштаба. Первая страница текста закона должна быть отпечатана на соответствующем бланке с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.
Текст закона должен иметь сквозную нумерацию страниц. Порядковый номер страницы печатается вверху страницы от центра. На первой странице цифра 1 не проставляется.
Текст закона на стандартном листе должен быть отпечатан с межстрочным интервалом —1,0; каждая страница имеет поля: сверху и снизу — 2 см, слева — 3 см, справа — 2 см; абзацный отступ должен быть одинаковым и равен пяти-шести знакам. Расстояние между словами в тексте закона не должно превышать одного-двух пробелов.
При компьютерной распечатке текста закона используется текстовой редактор «Microsoft Word» с применением шрифта «Times New Roman» 14 размера.
78. Основные требования к текстам законов на государственном и русском языках
Тексты законов на государственном и русском языках должны отвечать требованиям правил грамматики и взаимосоответствовать. Не допускаются разночтения между редакциями законов на государственном и русском языках.
79. Визирование текста закона
Визирование текста закона в Законодательной палате и Сенате осуществляют уполномоченные лица — заместители соответственно Спикера Законодательной палаты и Председателя Сената, председатели ответственных комитетов, руководители аппаратов Законодательной палаты и Сената, заведующие отделами. Визы проставляются на последней странице текста закона внизу страницы.