Указ
Президента Республики Узбекистан
О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан
(Национальная база данных законодательства, 30.06.2018 г., № 06/18/5468/1420)
Последовательное снижение налогового бремени, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны.
Вместе с тем, результаты изучения показали ряд системных проблем в данной сфере, препятствующих динамичному экономическому росту, повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также обеспечению необходимого уровня собираемости налогов и других обязательных платежей, в числе которых:
первое, высокий уровень налогового бремени для плательщиков общеустановленных налогов, а также значительная разница в уровне налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
второе, неэффективная система взимания налога на добавленную стоимость, наличие обязательных платежей, отвлекающих оборотные средства налогоплательщиков, а также приводящие к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции и препятствующие развитию кооперации между крупным и малым бизнесом;
третье, высокая ставка налогов на фонд оплаты труда, приводящая к сокрытию налогоплательщиками реальной численности работников и фонда оплаты труда;
четвертое, широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера, негативно сказывающаяся на обеспечении здоровой конкуренции в связи с отсутствием действенной системы мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот;
пятое, несовершенство механизмов обмена информацией между государственными органами и организациями, форм и методов электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля;
шестое, отсутствие четкой системы анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, негативно отражающееся на качестве проводимых контрольных мероприятий и препятствующее снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;
седьмое, недостаточный уровень собираемости местных налогов и сборов вследствие неэффективности механизмов их администрирования, а также отсутствие полноценного учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков.
В целях устранения имеющихся системных проблем, реализации задач по снижению налогового бремени и упрощению системы налогообложения, совершенствованию налогового администрирования, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, а также с учетом результатов широкого общественного обсуждения и рекомендаций Международного валютного фонда, Всемирного банка и международных экспертов:
1. Определить основными направлениями Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:
снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;
оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;
обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;
упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;
обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;
сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;
совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.
2. Принять к сведению, что с 1 января 2019 года в рамках Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:
а) во-первых, снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем:
введения единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан, из них 0,1 процента направляется на индивидуальные накопительные пенсионные счета. При этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы;
отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда;
установления, в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы, единого социального платежа в размере 25 процентов для бюджетных организаций и государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, юридических лиц в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурным подразделениям, а также снижения ставки данного платежа с 15 до 12 процентов для остальных юридических лиц;
б) во-вторых, совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощенных налогов с оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощенный режим налогообложения посредством:
отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;
снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков — с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;
снижения ставки налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;
перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сум или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сум подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;
введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сум, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;
совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;
в) в-третьих, реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на плательщиков упрощенного режима налогообложения, путем:
снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам;
установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сум, порядка исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процента и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;
сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;
г) в-четвертых, совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога посредством:
сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;
предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;
объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.
3. Утвердить обновленный состав Рабочей комиссии по координации разработки проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций в составе согласно приложению.
Рабочей комиссии (Б. Мавлонов):
в недельный срок организовать работу экспертных групп по соответствующим направлениям, в том числе с привлечением к их работе экспертов и представителей бизнеса, имеющих практический опыт в сфере налогообложения;
в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить подготовку предложений по отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций, и введению порядка предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот соответственно Налоговым и Таможенным кодексами Республики Узбекистан;
в срок до 1 декабря 2018 года обеспечить разработку проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций, исходя из основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан с обеспечением его широкого общественного обсуждения.
Министерству финансов Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия с Международным валютным фондом и Всемирным банком для обеспечения технического содействия в подготовке проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и реформировании налоговой системы Республики Узбекистан.
4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
а) утвердить комплекс мероприятий, направленный на предотвращение резкого роста административных расходов налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств, предусматривающий:
повышение квалификации работников органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, в том числе по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль юридических лиц;
упрощение налоговой отчетности и обеспечение ее интеграции с программными продуктами по введению автоматизированного бухгалтерского учета;
программу мер по кардинальному совершенствованию налогового администрирования, включая периодичность уплаты налогов;
внедрение порядка персонализированного учета начисленной заработной платы, необходимого для исчисления пенсии;
б) обеспечить критический пересмотр и сокращение видов деятельности, разрешенных к осуществлению индивидуальными предпринимателями;
в) утвердить перечень государственных органов и организаций, базы данных которых интегрируются в Единую интегрированную информационную ресурсную базу налоговых органов.
Счетной палате совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в срок до 1 января 2019 года провести изучение достоверности базы данных министерств и ведомств, используемых для исчисления налогов и других обязательных платежей и разработать «Дорожные карты» по обеспечению их достоверности.
5. Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Комплекс мер по внедрению механизма определения рыночной стоимости недвижимого имущества юридических лиц с учетом передового зарубежного опыта по проведению массовой оценки.
6. Министерству экономики совместно с Министерством финансов, Центральным банком и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в срок до 1 августа 2018 года обеспечить разработку прогноза основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы, с использованием современных методов стратегического планирования и прогнозирования и с учетом мер по реформированию налоговой системы, определенных настоящим Указом.
7. Заместителю Премьер-министра — министру финансов Республики Узбекистан Д.А. Кучкарову:
предусмотреть в бюджетном послании на 2019 год установленные настоящим Указом нормы и правила;
одновременно с представлением проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год внести в Кабинет Министров среднесрочные бюджетные ориентиры параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020-2021 годы;
при разработке Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы обеспечить его сбалансированность без учета расходов, финансируемых за счет внешних заимствований.
8. Установить, что руководители Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов, а также их заместители, председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента несут персональную ответственность за выполнение прогнозных параметров бюджетов бюджетной системы.
9. Для укрепления финансово-бюджетной дисциплины и обеспечения сбалансированного исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан:
министерствам и ведомствам, доверительным управляющим, а также государственным поверенным, начиная с 2019 года, обеспечить безусловное начисление дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50 процентов и более, а также отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан государственными унитарными предприятиями в размере 30 процентов от их чистой прибыли в соответствии с законодательством;
Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 сентября 2018 года пересмотреть минимальные ставки арендных платежей по государственной собственности с учетом особенности каждого региона;
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан принять жесткие меры по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей, максимальной легализации трудоустроенных граждан и увеличения фонда оплаты труда;
Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию со Счетной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить в разрезе районов и городов «Дорожные карты» по расширению налогооблагаемой базы, выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет, а также обеспечению его сбалансированности и недопущению возникновения дефицита, предусмотрев конкретные пошаговые действия и строгую ответственность органов государственной власти на местах, государственной налоговой службы, финансовых и других органов, а также их должностных лиц.
10. Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Узбекским агентством по печати и информации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать на системной основе широкое разъяснение сути и содержания настоящего Указа, в том числе в средствах массовой информации и сети Интернет.
11. Генеральной прокуратуре, Счетной палате, Государственному налоговому комитету, Государственному таможенному комитету, Министерству финансов совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения по усилению мер направленных на пресечение фактов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и других обязательных платежей, повышение ответственности физических и юридических лиц за их несвоевременную и неполную уплату.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
29 июня 2018 г.,
№ УП-5468
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года № УП-5468
СОСТАВ
Рабочей комиссии по координации разработки проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции и отмене неэффективных налоговых и таможенных льгот и преференций

1.

Мавлонов Б.М.

первый заместитель Государственного советника Президента Республики Узбекистан, руководитель рабочей комиссии

2.

Ли Д.Р.

первый заместитель директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, заместитель руководителя рабочей комиссии

3.

Рустамов О.Б.

первый заместитель председателя Счетной палаты Республики Узбекистан

4.

Саидкаримов С.С.

заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан

5.

Давлетов Р.К.

министр юстиции Республики Узбекистан

6.

Мирзаев М.М.

первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан

7.

Хайдаров А.Я.

первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан

8.

Мусаев Б.А.

первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан

9.

Арипов Ж.О.

первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан

10.

Жасимов И.К.

первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан

11.

Мусаев А.М.

ответственный работник аппарата Президента Республики Узбекистан

12.

Оллоёров М.П.

ответственный работник аппарата Президента Республики Узбекистан

Секретариат Рабочей комиссии:

13.

Озодзода Ш.Ф.

ответственный работник аппарата Президента Республики Узбекистан

14.

Хисматова Л.М.

начальник управления Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан

15.

Нигматов Ж.Б.

директор Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан

16.

Султанов Д.Ш.

начальник Главного управления Государственного бюджета Министерства финансов Республики Узбекистан

17.

Исматов Х.Б.

начальник Главного управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, секретарь рабочей комиссии

Примечание: При переходе членов Рабочей комиссии на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности.