Положение
О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ БАРТЕРНЫХ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ, СОГЛАШЕНИЙ), ЗАКЛЮЧАЕМЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В агентСТВЕ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(наименование в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
(Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2000 г., № 23; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
[Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан от 2 декабря 2000 г. Регистрационный № 989]
Настоящий Порядок разработан в целях дальнейшего упорядочения механизма осуществления экспортно-импортных операций на бартерной основе, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», а также во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 1996 года № 280 «О мерах по сокращению экспортно-импортных операций на бартерной основе», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 декабря 1997 г. № 534 «О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов и предотгрузочной инспекции импортируемых товаров» и других нормативно-правовых актов, регламентирующих ВЭД Республики Узбекистан и определяет механизм регистрации в Агентстве внешних экономических связей Республики Узбекистан и в его территориальных подразделениях экспортных контрактов (договоров, соглашений), заключаемых на клиринговой основе, а также бартерных контрактов (далее — контракты), заключаемых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан.
(преамбула в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
I. Контракты, подлежащие регистрации в АВЭС Республики Узбекистан
В АВЭС Республики Узбекистан регистрируются контракты на экспорт товаров, указанных в приложении № 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 1996 года № 280, на клиринговой основе исключительно в рамках межправительственных соглашений.
Бартерные контракты на экспорт товаров, не вошедших в приложение № 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 августа 1996 года № 280, могут заключаться по решениям Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента, в порядке исключения, с хозяйствующими субъектами стран СНГ и Балтии только заготовителями (в случае экспорта плодоовощной продукции) или производителями экспортируемых товаров в обмен на продукцию производственно-технического назначения и подлежат регистрации в управлениях по внешним экономическим связям АВЭС Республики Узбекистан.
Регистрации в АВЭС Республики Узбекистан и в управлениях по внешним экономическим связям АВЭС не подлежат контракты хозяйствующих субъектов, предусмотренных действующим законодательством Республики Узбекистан.
При заключении контрактов на бартерной основе в них в обязательном порядке предусматривается опережающая поставка импортных товаров или предоставление встречных банковских гарантий под поставляемые из Республики Узбекистан экспортные товары.
(раздел I в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
II. Документы, представляемые для регистрации контрактов
Регистрация контрактов в АВЭС осуществляется по предоставлению следующих документов:
(абзац первый раздела II в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
1. Заявление.
2. Оригинал контракта и его копия.
3. Решение Кабинета Министров Республики Узбекистан (копия) или межправительственное соглашение (копия).
4. Конкурентный лист с подтверждающими документами (запросы, коммерческие предложения, прайс-листы и т. д.).
Регистрация контрактов в управлениях по внешним экономическим связям АВЭС осуществляется по предоставлению следующих документов:
(абзац шестой раздела II в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
1. Заявление.
2. Оригинал контракта и его копия.
3. Решение Совета Министров Республики Каракалпакстан или хокимиятов областей или хокимията г. Ташкента (копия).
4. Конкурентный лист с подтверждающими документами (запросы, коммерческие предложения, прайс-листы и т. д.).
В случае необходимости подтверждения исполнения контрактных обязательств или полномочия лица совершать юридически значимые действия, заявители представляют соответствующий подтверждающий документ.
III. Необходимые условия для регистрации контрактов
Для регистрации контракта необходимо:
соответствие условий контракта общепринятым правилам международной торговли, действующему законодательству и нормативным актам Республики Узбекистан, а также принятым Республикой Узбекистан обязательствам перед другими государствами и международными организациями;
соответствие цен, указанных в контракте, сложившейся конъюнктуре рынка;
соблюдение эквивалентности стоимости вывозимых и ввозимых товаров;
предоставление необходимого пакета документов, указанных в разделе II настоящего Порядка.
IV. Основные требования, предъявляемые к контрактам
В контракте указываются следующие основные разделы:
1. Преамбула. Вводная часть контракта содержит номер контракта, место и дату заключения, полное наименование юридических лиц, должность, фамилии и имена лиц, заключающих контракт. В случае если лицо заключает контракт на основании доверенности, это указывается в преамбуле контракта и представляется в АВЭС оригинал или нотариально заверенная копия соответствующе оформленной доверенности.
(пункт первый раздела IV в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
2. Предмет контракта. В данном разделе указывается наименование товара, его характеристика и ассортимент по количеству и качеству, а также вид сделки (бартер, клиринг).
Количество товара выражается в международных единицах, принятых в метрической системе мер. Возможно определение в единице измерения в соответствии с порядком установления количества, системы мер и весов, принятых в Республике Узбекистан.
Качественная характеристика товара определяет совокупность свойств, отражающих пригодность товара для его использования. Необходимо дать ссылку на код товара по ТН ВЭД. Если название товара по международной спецификации неизвестно, то возможно указать техническую спецификацию товара.
Основными методами определения качества товара являются:
по стандарту: общепринятые международные стандарты, ГОСТы или ТУ, действующие в Республике Узбекистан;
по спецификации: указание технических параметров;
по содержанию основных веществ: дается показатель-минимум, по примесям — показатель-максимум.
В контракте на поставку машин, оборудования и технологических линий указывается на их новизну или факт их эксплуатации.
3. Базисные условия поставки. Определяются (по международным правилам «Инкотермс») следующие основные обязанности сторон по поставке товара:
распределение обязанностей и расходов контрактующих сторон по доставке товара;
передача товара;
выполнение формальностей по вывозу-ввозу товара;
страхование товара;
переход риска случайной утраты или повреждения товара с одной стороны по контракту к другой.
При использовании Инкотермс следует указывать (наряду с аббревиатурой) место поставки (наименование ж/д станции, порта, аэропорта и т. д.).
4. Срок поставки товара. В контракте указывается срок или дата поставки.
Срок поставки означает временной период, в течение которого товар или его партия должен быть поставлен Поставщиком в указанное место.
Под датой поставки понимается дата выполнения Поставщиком своих обязательств согласно базисным условиям поставки.
5. Цена и общая сумма контракта. При установлении цены товара в контракте указывается единица измерения товара, базис цены, способ фиксации, цена за единицу товара.
Единица измерения товара определяется согласно единицам измерения в ТН ВЭД.
Базис цены устанавливается, как правило, согласно Инкотермс.
По способу фиксации цена может быть твердой (неизменная, не зависящая от конъюнктуры рынка), скользящей (может быть изменена по согласованию сторон), подвижной (зависит от конъюнктуры рынка).
Цена за единицу товара, как правило, указывается в иностранной валюте.
Общая сумма контракта указывается в иностранной валюте согласно принятому товарному эквиваленту.
(абзацы пятый, шестой и седьмой пункта 5 раздела IV в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
6. Упаковка и маркировка товара. Упаковка должна обеспечивать безусловную физическую сохранность груза при перевозке. Если по роду товара упаковка является необходимой, то в контракте указывается вид упаковки, ее размеры и качество. В случае дорогостоящей упаковки, как правило, предусматривается возврат упаковки Поставщику, если стоимость упаковки не включена в стоимость товара, а также указывается, за чей счет и в какие сроки будет осуществляться возврат упаковки.
Маркировка товара содержит, как правило, следующую информацию: номер контракта, отправитель, получатель, вес брутто и нетто, габариты, номер места, страна происхождения, верх-низ места, защита от влаги и т. д. Точное содержание маркировки оговаривается в контракте.
7. Порядок отгрузки товара. В данном разделе определяются обязательства сторон по предоставлению информации о готовности товара к отгрузке и произведенным отгрузкам; указывается срок и способ сообщения.
8. Порядок сдачи-приемки товара. Под сдачей товара понимается передача товара Поставщиком в собственность Получателя в соответствии с условиями контракта. Сдача-приемка товаров производится как по количеству, так и по качеству. В контракте указывается порядок осуществления данного обязательства (место, с привлечением или без привлечения третьих лиц и т. д.).
9. Рекламация. Претензии, предъявляемые одной стороной по контракту к другой в связи с несоответствием качества и/или количества поставленного товара условиям контракта. В контракте устанавливается порядок предъявления рекламации: сроки подачи, рассмотрения ее Поставщиком и направления ответа на рекламацию, а также способы ее урегулирования.
В контракте указывается порядок замены дефектного товара в случае его обнаружения: сроки, за чей счет и на каких базисных условиях поставки будет осуществлена его замена. Условиями контракта возможно предусмотреть иные пути урегулирование данного вопроса.
10. Гарантии. В контрактах на поставку товаров, подлежащей сертификации на предмет соответствия, устанавливается объем гарантий, предоставляемый Поставщиком. На Поставщика накладывается ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока и, соответственно, определяется порядок осуществления Поставщиком своих гарантийных обязательств. Условиями контракта определяется время, с которого начинает действовать гарантийное обязательство Поставщика.
11. Происхождение товара. В контракте указывается на страну происхождения поставляемого товара.
12. Санкции. В качестве условий, обеспечивающих выполнение сторонами принятых обязательств, в контракте, как правило, предусматриваются санкции в виде пени и/или штрафа, выплачиваемых стороной за невыполнение или ненадлежащее выполнение им контрактных обязательств. На виновную сторону накладывается обязательство выплатить неустойку пострадавшей стороне, по требованию последней.
Как правило, устанавливается следующая ответственность за нарушение договорных обязательств:
в случае просрочки поставки, недопоставки товаров, невыполнения работ или неоказания услуг поставщик уплачивает получателю пеню 0,5% неисполненной части обязательства за каждый день просрочки, но при этом общая сумма пени не должна превышать 50% стоимости недопоставленных товаров, невыполненных работ или неоказанных услуг;
если поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги не соответствуют стандартам, техническим условиям, оговоренным контрактом, с поставщика взыскивается штраф в размере 20% стоимости товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества;
в случае поставки некомплектных товаров Получатель взыскивает штраф с поставщика в размере 20% стоимости некомплектных товаров, включая стоимость недостающих частей;
при несвоевременном выполнении платежных обязательств виновная сторона уплачивает другой стороне по контракту пеню в размере 0,4% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, не более 50% суммы просроченного платежа.
Стороны могут установить иную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение тех или иных контрактных обязательств.
Условиями контракта могут предусматриваться положения, согласно которым выплата пении и/или штрафов не освобождает виновную сторону от надлежащего выполнения контрактных обязательств.
13. Условия «форс-мажор». В данном разделе предусматривается возможность освобождения сторон от исполнения контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств и возникших не по воле сторон. В контракте указывается обязательство стороны, для которой возникли подобные обстоятельства, уведомить другую сторону в определенный срок об их наступлении. Надлежащим доказательством наступления обстоятельств «форс-мажор» является справка, выданная уполномоченным органом страны, где имели место данные обстоятельства. Данное условие также указывается в контракте.
14. Арбитраж. В контракте устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы на двусторонней основе. При этом конкретизируется место рассмотрения и орган, рассматривающий споры по данному контракту. Как правило, хозяйствующие субъекты Республики Узбекистан, в целях сокращения судебно-процессуальных расходов и сокращения сроков рассмотрения споров указывают Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.
15. Исполнение контракта. Контракт подлежит исполнению после его заключения и регистрации в уполномоченных органах Республики Узбекистан.
16. Реквизиты сторон. Текст контракта завершается указанием реквизитов сторон. Указываются почтовые реквизиты, адрес, банковские и отгрузочные реквизиты. Подписи хозяйствующих субъектов в контракте заверяются их печатью.
17. Язык контракта. Контракт принимается на регистрацию, составленным на узбекском или русском языке. В иных случаях представляется заверенный перевод уполномоченных лиц. Как правило, если контракт составляется на двух языках, его оформляют в виде параллельного перевода на левой и правой стороне страниц контракта и придают одинаковую юридическую силу текстам на каждом языке.
18. Парафирование контракта. Страницы контракта должны быть завизированы контрактующими сторонами. Каждый лист контракта, любые коррективы, подчистки, исправления в тексте контракта должны быть парафированы.
V. Сроки и форма регистрации контрактов
Регистрация контракта осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента поступления заявления в АВЭС Республики Узбекистан.
(абзац первый раздела V в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
Регистрация контракта на основании актов экспертизы по качеству, количеству и уровню цен, выданными консалтинговыми фирмами, осуществляющих предотгрузочную инспекцию, производится в течение двух рабочих дней с момента поступления документов в явочном порядке.
Регистрация контракта, сданного повторно после устранения замечаний, указанных в заключении АВЭС, осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления в АВЭС Республики Узбекистан.
Регистрация дополнений и изменений к ранее зарегистрированному контракту, осуществляется в течение семи рабочих дней с момента поступления заявления в АВЭС Республики Узбекистан.
При принятии положительного решения контракт регистрируется в журнале установленной формы с оформлением сертификата регистрации контракта. На каждом листе оригинала контракта проставляется соответствующий штамп с подписью уполномоченных должностных лиц АВЭС. Срок действия сертификата определяется в соответствии со сроком действия контракта.
При принятии отрицательного решения оформляется заключение по контракту с указанием причин отказа в регистрации. Заключение оформляется в письменной форме за подписью уполномоченных должностных лиц АВЭС и направляется заявителю. Допускается выдача заключений в явочном порядке.
(абзацы третий, четвертый, пятый и шестой раздела V в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
Зарегистрированные контракты с сертификатом, а в случае возврата документов на доработку — контракт с заключением, возвращаются заявителю, по представлению им документа, удостоверяющего личность и полномочия лица (удостоверение или доверенность).
Зарегистрированному контракту присваивается единый идентификационный номер, под которым в дальнейшем он принимается на учет в уполномоченных банках и таможенных органах.
Контракты, возвращенные на доработку, фиксируются в списках принятых документов на регистрацию.
Аннулирование сертификата регистрации контракта, выданного АВЭС, осуществляется по требованию хозяйствующего субъекта или в иных случаях, предусмотренных законодательством, с обязательным извещением Центрального банка и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.
(абзац десятый раздела V в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
VI. Основания для отказа в регистрации контрактов
Основанием для отказа в регистрации контрактов могут являться:
1. Несоответствие условий представленных контрактов общепринятым нормам международной торговли и действующего законодательства Республики Узбекистан (при этом в заключении делается ссылка на конкретные нормативные акты, их пункты (статьи);
2. Завышение или занижение контрактных цен относительно уровня цен, сложившихся на мировом рынке на товар соответствующего качества к моменту подписания контракта.
3. Приобретение хозяйствующими субъектами морально и физически устаревшего, экономически неэффективного оборудования и технологий.
4. Приобретение экологически вредных производств, озоноразрущающих веществ и оборудования с их использованием и других экологически вредных товаров.
5. Отсутствие названия в государственном реестре лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Узбекистан или соответствующего разрешения Минздрава Республики Узбекистан.
6. Отсутствие Распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также разрешения уполномоченного органа при приобретении специфических товаров.
7. Отсутствие разрешения Главного государственного управления ветеринарии Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (с указанием номера и даты контракта, объема поставки, наименование товара, страны происхождения) при приобретении мяса и мясомолочной продукции.
8. Несоблюдение положений настоящего Положения.
Отказ в регистрации контракта может быть обжалован в судебном порядке.
VII. Заключительные положения
В целях обеспечения наиболее выгодных условий при осуществлении внешнеторговых операций, поддержания необходимого уровня компетентности и престижа хозяйствующих субъектов Республики Узбекистан, выходящих на мировые рынки товаров и услуг, а также поставок, осуществляемых в рамках межправительственных договоров и соглашений, на основании обращений хозяйствующих субъектов, поручений Правительства Республики Узбекистан, Агентством по внешним экономическим связям Республики Узбекистан в необходимых случаях может проводиться предварительная экспертиза проектов контрактов, предполагаемых к заключению с последующей их регистрацией в установленном порядке.
(абзац первый раздела VII в редакции постановления Агентства по внешним экономическим связям, Министерства финансов и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 5 мая 2004 года № НН-01/10-1325, 72,01-02/19-26 (рег. № 989-1 от 14.06.2004 г.) — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 24, ст. 278)
Считать утратившим силу Временный порядок регистрации бартерных контрактов, заключенных хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан от 29 января 1996 года № 221.