Положение
О ПРОВЕДЕНИИ ЛИКВИДАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ-БАНКРОТА
(Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2000 г., № 24)
[Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан от 22 декабря 2000 г. Регистрационный № 993]
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банкротстве» (далее — Закон «О банкротстве»), Указом Президента Республики Узбекистан от 23 июля 1999 года № УП-2342 «О совершенствовании механизма банкротства и санации предприятий», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 июля 1999 года № 362 «О дополнительных мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий» и устанавливает порядок организации и проведения ликвидационного производства предприятия, объявленного в добровольном или принудительном порядке банкротом (далее — предприятие-банкрот).
1. Организация ликвидационного производства
1.1. Целью ликвидационного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов и предотвращение негативных социальных последствий в связи с банкротством предприятий.
1.2. Началом ведения ликвидационного производства предприятия-банкрота является принятие хозяйственным судом решения о признании должника банкротом либо момент утверждения собственником должника решения о добровольной ликвидации. При наличии в имуществе предприятия доли государственной собственности решение о добровольной ликвидации собственник принимает с согласия Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий.
1.3. Правовым последствием открытия ликвидационного производства является:
запрещение отчуждения, передачи имущества, в том числе действий по движению акций должника, а также погашения денежных обязательств предприятия-банкрота;
приостановление операций по расчетному счету, выплат дивидендов и обязательных платежей;
истечение сроков всех долговых обязательств предприятия-банкрота;
недопущение предъявления новых требований к предприятию банкроту;
прекращение начислений всех видов обязательных платежей, в том числе по всем видам задолженности предприятия-банкрота, начисление пени и процентов;
снятие всех ограничений на обращение взыскания на имущество предприятия-банкрота;
прекращение споров имущественного характера с участием предприятия-банкрота, рассматриваемые в хозяйственном суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;
прекращение полномочий руководителя и органа управления предприятия-банкрота.
Все требования имущественного или финансового характера с момента открытия ликвидационного производства могут быть предъявлены предприятию-банкроту только в рамках ликвидационного производства.
1.4. Ликвидационное производство предприятия-банкрота проводит ликвидационная комиссия. Во главе ликвидационной комиссии выступает доверенное лицо, утверждаемое хозяйственным судом. Порядок представления и утверждение кандидатуры доверенного лица регулируется Положением о доверенном лице, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 9 декабря 1999 года № 845.
1.5. Ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия в соответствии со статьей 77 Закона «О банкротстве».
1.6. Для предприятий-банкротов, в имуществе которых имеется доля государственной собственности, образуется ликвидационная комиссия, формируемая в соответствии с Положением о ликвидационных комиссиях по ликвидации предприятий-банкротов с государственной долей в уставных фондах, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1999 года № 548.
Срок работы ликвидационной комиссии предприятий-банкротов, в имуществе которых имеется доля государственной собственности, как правило, не может превышать один год с даты назначения ликвидационной комиссии после объявления должника банкротом, с учетом времени рассмотрения хозяйственным судом апелляционной и/или кассационной жалоб. В исключительных случаях срок работы ликвидационной комиссии по решению Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
1.7. Ликвидационное производство осуществляется согласно плану, предусматривающему этапы ликвидации предприятия-банкрота:
формирование ликвидационной массы путем проведения инвентаризации и определения стоимости имущества предприятия-банкрота;
продажа имущества предприятия-банкрота;
мероприятия по взысканию дебиторской задолженности;
удовлетворение требований кредиторов;
завершение ликвидационного производства и выведение предприятия-банкрота из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом план ликвидации должен отражать вопросы, определенные статьей 79 Закона «О банкротстве».
План ликвидации согласовывается с кредиторами. Если план ликвидации не одобряется, кредиторы обязаны представить в пятидневный срок свой план.
1.8. В ходе ликвидационного производства интересы всех кредиторов представляет собрание (комитет) кредиторов, образуемое в соответствии с Законом «О банкротстве». Организация и проведение собрания кредиторов (кроме первого) осуществляется доверенным лицом. Собрание кредиторов созывается по инициативе доверенного лица или по требованию кредиторов.
1.9. Об открытии ликвидационного производства в средствах массовой информации публикуется сообщение, в котором должны быть указаны:
наименование хозяйственного суда, в производстве которого находится дело;
наименование и указание местонахождения предприятия-банкрота;
дату принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства;
срок, установленный для предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с даты публикации;
сведения о доверенном лице.
2. Проведение ликвидационного производства
2.1. Доверенное лицо в течение трех дней с момента его утверждения принимает бухгалтерскую и иную документацию предприятия-банкрота, печати и штампы, материальные и иные ценности. Руководитель предприятия-банкрота по требованию доверенного лица обязан представить ему полный список своих кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении, всю необходимую информацию, содержащуюся в книгах, на счетах и в иных документах о финансово-хозяйственной и экономической деятельности.
При ликвидации предприятия-банкрота в форме акционерного общества доверенное лицо в течение двух дней с момента своего утверждения обязан направить в Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан информацию о прекращении полномочий органов управления акционерного общества и приостановлении производственной деятельности эмитента. Если акции эмитента котируются на фондовой бирже, доверенное лицо обязано также в двухдневный срок представить информацию бирже.
2.2. В ходе ликвидационного производства используется единый сумовой и единый валютный счета в одном банке. Для ведения денежно-кассовых операций на период ликвидации доверенное лицо переоформляет подпись в учетной карточке банка на себя и на лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета.
2.3. Доверенное лицо закрывает все другие счета должника в банках, известные на момент открытия ликвидационного производства, так и обнаруженные в процессе ликвидационного производства через Национальную информационную базу банковских депозиторов Республики Узбекистан. В случае обнаружения других счетов должника остатки денежных средств должника с указанных счетов перечисляются на основной депозитный счет до востребования должника.
Денежные средства должника, поступающие в ходе ликвидационного производства, также зачисляются на основные счета должника.
2.4. Доверенное лицо с момента своего утверждения обязано уведомить работников предприятия-банкрота о предстоящем увольнении. Увольнение работников предприятия-банкрота производится в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 100 Трудового кодекса Республики Узбекистан. При этом доверенное лицо обязано письменно (под роспись) предупредить работника о намерении прекратить трудовой договор с выплатой денежной компенсации в размере его двухмесячного заработка, если иное не установлено трудовым соглашением. Доверенное лицо доводит до сведения местных органов по труду данные о предстоящем высвобождении работников ликвидируемого предприятия-банкрота.
2.5. Доверенное лицо в ходе ликвидации ведет реестр требований кредиторов.
В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.
Разногласия, возникающие между кредиторами и доверенным лицом о составе, размере и об очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, рассматриваются хозяйственным судом.
Кредиторам должна быть обеспечена возможность ознакомления с реестром требований кредиторов.
2.6. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, определенной статьей 83 Закона «О банкротстве».
2.7. В ходе ликвидационного производства доверенное лицо проводит инвентаризацию и определяет стоимость имущества предприятия-банкрота. Для этих целей доверенное лицо вправе привлекать аудиторов, оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет ликвидационных расходов, если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами.
Инвентаризация имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации инвентаризации и определению стоимости имущества предприятия-банкрота, зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 февраля 2000 года за № 887.
2.8. Все имущество предприятия-банкрота, имеющееся на момент открытия ликвидационного производства и выявленное в ходе инвентаризации, образует ликвидационную массу.
Ликвидационная масса должника включает в себя и права требования к третьим лицам (имущественные права), в т. ч. путем предъявления доверенным лицом исков о взыскании дебиторской задолженности в хозяйственный суд без предварительной оплаты государственной пошлины с последующим ее взысканием с виновной стороны.
Из имущества должника, составляющего ликвидационную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, о чем должно быть прямо указано в законе, а также имущественные права, основанные на лицензии.
Доверенное лицо предприятия-банкрота при наличии объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, являющихся государственной собственностью и переданных на баланс должнику в пользование на момент приватизации, обязано передать эти объекты по акту органам власти на местах. Органы власти на местах принимают на баланс указанные объекты по остаточной стоимости.
2.9. После утверждения сводного акта и промежуточного ликвидационного баланса по итогам инвентаризации и определения балансовой (остаточной) стоимости имущества предприятия-банкрота доверенное лицо приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием (комитетом) кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества.
Доверенное лицо вправе с согласия собрания кредиторов, в целях выручения средств для оплаты ликвидационных расходов реализовывать малоценное и быстроизнашивающееся имущество, а также остатки сырья и готовой продукции без проведения аукционных торгов, на основе договора купли-продажи, в соответствии с Положением по реализации малоценных, быстроизнашивающихся предметов, остатков сырья и готовой продукции предприятий-банкротов, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 26 ноября 1999 года № 842.
В случае нереализации имущества на первых торгах доверенное лицо с согласия собрания кредиторов вправе реализовать имущество должника на основании договора купли-продажи, в том числе в рассрочку, при условии предоставления покупателем гарантии обслуживающего банка в соответствии с Порядком реализации предприятия-банкрота или его имущества в рассрочку, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 1 декабря 1999 года № 843.
Доверенное лицо вправе с согласия собрания кредиторов снизить стоимость имущества предприятия-банкрота в соответствии с Порядком по организации продажи имущества ликвидируемых и санируемых предприятий на торгах, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 9 июля 1999 года № 768.
Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному, подлежит продаже на закрытых торгах. Участниками закрытых торгов могут быть лица, в отношении которых в соответствии с законодательством установлено, что они могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество. В соответствии с частью 3 статьи 82 Гражданского кодекса Республики Узбекистан ограниченно оборотоспособные объекты определяются в порядке, установленном законом.
2.10. Доверенное лицо вправе выступить организатором торгов либо заключить договор со специализированной организацией, которой по условиям договора поручается организация и проведение торгов. Порядок проведения торгов, а также заключение договора о купле-продаже имущества должника на торгах должны соответствовать нормам, установленным статьями 379—381 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
2.11. Доверенное лицо с согласия собрания кредиторов вправе выставить на торги права требования должника (дебиторская задолженность). Продажу прав требования следует применять в исключительных случаях, когда отсутствует реальная возможность реализовать эти права требования путем их предъявления к лицам, выступающим должниками в соответствующих обязательствах.
3. Завершение ликвидационного производства
3.1. После завершения расчетов с кредиторами доверенное лицо составляет заключительный отчет о результатах проведения ликвидационного производства.
3.2. Отчет о результатах проведения ликвидационного производства доверенное лицо представляет в хозяйственный суд.
К материалам дела по ликвидации предприятия-банкрота доверенное лицо приобщает следующие документы:
документ, подтверждающий публикацию в официальной печати о признании должника банкротом и об открытии ликвидационного производства;
план ликвидации должника-банкрота;
реестр кредиторов с указанием размера задолженности каждого кредитора и очередности удовлетворения требований;
акт инвентаризации имущества должника и определения его стоимости;
протокол собрания кредиторов с указанием порядка и сроков продажи имущества должника;
документы, подтверждающие продажу имущества должника;
документы, подтверждающие погашение требований кредиторов (если не погашенных, то по какой причине);
акт о передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в государственном архиве;
заключительный ликвидационный баланс;
другие документы, относящиеся к проведению ликвидационного производства.
3.3. О результатах рассмотрения отчета хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Указанное определение хозяйственный суд в течение десяти дней с момента его вынесения направляет через доверенное лицо в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
3.4. Если в течение двух недель после представления доверенным лицом в хозяйственный суд заключительного отчета собственник не представил заявление о правах на оставшееся имущество, доверенное лицо уведомляет об этом органы государственной власти на местах. Органы государственной власти на местах в течение одного месяца с момента получения уведомления об оставшемся имуществе обеспечивают прием данного имущества на баланс и несут все расходы по его содержанию.
4. Особенности завершения ликвидационного производства предприятия-банкрота, реализованного в рассрочку, в имуществе которого имеется доля государственной собственности
4.1. При реализации имущества предприятия-банкрота в рассрочку срок ликвидации и выведение из государственного реестра предприятия-банкрота не должны превышать один год с даты назначения ликвидационной комиссии.
4.2. Если срок выкупа покупателем имущества предприятия-банкрота, проданного в рассрочку, согласно условиям договора купли-продажи превышает срок ликвидационного производства, доверенное лицо (ликвидационная комиссия) завершение ликвидационного производства и выведение предприятия-банкрота из реестра осуществляет после обязательного погашения расходов, связанных с организацией, проведением ликвидационного производства, и обязательств предприятия-банкрота первой очереди, установленной статьей 83 Закона «О банкротстве».
4.3. Доверенное лицо (ликвидационная комиссия) с согласия собрания кредиторов при заключении договора купли-продажи имущества предприятия-банкрота в рассрочку предусматривает оплату стоимости имущества в рассрочку на основании графика погашения задолженности кредиторов второй и последующих очередей в соответствии со статьей 83 Закона «О банкротстве» (далее — график). График является неотъемлемой частью договора купли-продажи имущества предприятия-банкрота в рассрочку.
График подписывается покупателем, продавцом—доверенным лицом, банком—гарантом покупателя, кредиторами (кроме первой очереди) и закрепляется печатями. В случаях недостаточности продажной суммы для полного удовлетворения требований кредиторов всех очередей график погашения задолженностей второй и последующих очередей составляется в соответствии с абзацем девятым статьи 83 Закона «О банкротстве».
Удовлетворение требований кредиторов предприятия-банкрота второй и последующих очередей производится покупателем непосредственно на их депозитный счет до востребования в соответствии со статьей 322 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
4.4. Расчеты с кредиторами ведутся в пределах суммы договора купли-продажи в рассрочку в соответствии с графиком. При этом контроль за расчетами и удовлетворением требований кредиторов по очередности производится самими кредиторами. Контроль за расчетами и погашением требований акционеров предприятия-банкрота осуществляется Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий.
4.5. Имущество предприятия-банкрота передается покупателю по акту приема-передачи доверенным лицом. Право собственности у покупателя наступает после полной оплаты стоимости приобретенного им имущества в соответствии с заключенным договором купли-продажи имущества предприятия-банкрота в рассрочку.
4.6. После подписания акта приема-передачи имущества предприятия-банкрота, проданного в рассрочку, и покрытия расходов, связанных с организацией и проведением ликвидационного производства, а также удовлетворения требований кредиторов первой очереди, доверенное лицо представляет в хозяйственный суд отчет о завершении ликвидационного производства.
4.7. Хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства в отношении предприятия-банкрота и направляет копию определения через доверенное лицо в регистрирующий орган и гаранту покупателя.
4.8. В случае несвоевременного удовлетворения требований кредиторов по графику, кредиторы имеют право предъявить требования банку, предоставившему соответствующую гарантию покупателю. Банк-гарант в безусловном порядке в случае неоплаты покупателем очередной суммы по графику, производит оплату кредитору полагающуюся сумму в течение пяти банковских дней после получения требований кредитора (ов).
4.9. Споры, возникающие в процессе удовлетворения требований кредиторов согласно графику, разрешаются судом в соответствии с действующим законодательством.
5. Заключительные положения
5.1. Определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-банкрота. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-банкрота в форме акционерного общества доверенное лицо в течение двух дней публикует сообщение о прекращении деятельности эмитента.
5.2. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-банкрота полномочия доверенного лица прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным и свободным от долгов.
С введением в действие настоящего документа Положение по организации и проведению ликвидационного производства предприятий-банкротов, зарегистрированное Министерством юстиции Республики Узбекистан 2 апреля 1998 г. № 418, признается утратившим силу.