Tizimning ushbu imkoniyatidan foydalanish uchun Siz avtorizatsiya qilinishingiz kerak!
Ro‘yxatdan o‘tishni xohlaysizmi? Yoki tizimga o‘z loginingiz bilan kirasizmi?

Avtorizatsiya qilish Ro‘yxatdan o‘tish

Акт на состоянии 20.11.2023 00
Перейти на действующую версию
Исходя из требований статьи 68 Конституции Республики Узбекистан, принимая во внимание, что земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством, в целях обеспечения правильного и единообразного применения Земельного кодекса Республики Узбекистан и других актов законодательства, регулирующих земельные отношения, при разрешении земельных споров судами, в соответствии со статьей 22 Закона Республики Узбекистана «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан, постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что акты законодательства о земле определены статьей 3 Земельного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту — Земельный кодекс).
4. Разъяснить судам, что по содержанию части первой статьи 22 Земельного кодекса и части первой статьи 549 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту — Гражданский кодекс) передача в установленном законодательством порядке земельных участков или иного недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности в собственность другого лица не лишает лиц, пользующихся земельными участками или иным недвижимым имуществом на правах аренды, права пользования ими до окончания срока договора аренды.
5. При рассмотрении исков о прекращении права аренды земельного участка в связи с истечением срока в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса судам следует обращать внимание на условия продления договора аренды земельного участка на новый срок на основании статьи 244 данного кодекса.
Также в случаях, предусмотренных статьями 24, 36 Земельного кодекса, и иных случаях, предусмотренных в законодательстве, в административных судах могут оспариваться акты Кабинета Министров Республики Узбекистан, касающиеся земельных отношений индивидуального характера.
11. Судам следует учитывать, что на основании статей 12, 27 и 34 Закона Республики Узбекистан «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией» со дня его вступления в силу в случае изъятия земельного участка для общественных нужд с компенсацией споры, связанные с предоставлением правообладателю установленной компенсации, первоначально рассматриваются компенсационными комиссиями, однако нерассмотрение заявления компенсационной комиссией в сроки, установленные законодательством, не препятствует рассмотрению данного спора судом.
13. Если при рассмотрении споров, связанных с государственной регистрацией прав на земельный участок согласно пункту 5 части первой статьи 27 Кодекса об административном судопроизводстве Республики Узбекистан (далее по тексту — КоАС), заявителем предъявлено неточное требование (например, признание недействительным кадастрового дела, кадастрового паспорта, свидетельства и выписки из государственного реестра), административные суды на основании принципа активной роли суда должны принять меры по уточнению требования и рассмотреть заявление по существу исходя из сути спора.
14. Обратить внимание судов на то, что поскольку в соответствии со статьей 15 Закона Республики Узбекистан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» Палата государственных кадастров и ее территориальные подразделения являются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, при рассмотрении споров, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, к участию в деле в качестве ответчика должны привлекаться областные территориальные подразделения Палаты государственных кадастров.
Основания возникновения прав юридических и физических лиц на земельные участки указаны в статье 31 Земельного кодекса, в связи с чем при рассмотрении земельных споров необходимо выяснить, имеет ли заявитель такие права или нет, а также обладает ли он правом обращения в суд в соответствии с требованиями статьи 185 КоАС.
15. Разъяснить судам, что согласно пункту 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года № УП-6243 «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив» (далее по тексту — Указ № УП-6243) с 1 августа 2021 года отменены полномочия органов государственной власти на местах, касающиеся земельных отношений, а также право принятия решений, распоряжений или иного вида актов, в том числе об установлении, признании, изменении, отмене прав на земельные участки местными органами государственной власти района и города.
В связи с этим обратить внимание судов, что хотя изменения в статью 23 Земельного кодекса были внесены 16 августа 2021 года, хокимы районов (городов) не имеют полномочий по предоставлению (реализации) земельных участков во владение и пользование с 9 июня 2021 года.
16. Судам следует учитывать, что при отсутствии возможности разделить земельный участок в соответствии с требованиями статей 10 и 21 Земельного кодекса такой земельный участок признается земельным участком совместного владения или пользования несколькими лицами, что отражается в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
17. При разрешении споров о разделе или определении порядка пользования земельными участками совместного владения или пользования судам на основании части четвертой статьи 22 Земельного кодекса следует исходить из заключения специалиста кадастрового органа или судебной экспертизы о возможности раздела земельного участка или определения порядка пользования им пропорционально долям.
19. В соответствии с требованиями части четвертой статьи 62 Земельного кодекса если та или другая часть участка или находящегося на нем строения лишаются коммунального обслуживания (освещения, канализации, трубопровода, оросительных устройств и т. п.), а их владельцы или пользователи — возможности самостоятельного прохода или проезда, то разделение земельного участка не допускается.
20. Исходя из части пятой статьи 223 Гражданского кодекса судам следует обращать внимание, что при возникновении в ходе раздела земельного участка несоразмерности долей, спор подлежит разрешению путем взыскания соответствующей денежной суммы или определения иной компенсации разницы за разницу в праве на земельный участок.
24. Судам следует учитывать, что вопрос прекращения прав на земельный участок в случаях, предусмотренных пунктами 6 — 11 статьи 36 Земельного кодекса, решается в судебном порядке в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса по искам хокима района (города) о прекращении права на земельный участок и об изъятии земельного участка, внесенным на основании представления органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, после предварительного предупреждения землевладельца или землепользователя.
25. Обратить внимание судов, что согласно части второй статьи 38 Земельного кодекса органы Агентства по кадастру вносят в суд исковое заявление о прекращении права на земельный участок после предварительного уведомления землевладельца или землепользователя при условии отсутствия договора аренды спорного земельного участка.
26. При рассмотрении судами дел о расторжении договора аренды земельного участка с фермерскими хозяйствами судам необходимо проверить соблюдение требований, установленных статьей 384 Гражданского кодекса и Положением «О порядке оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства и его ликвидации», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 января 2013 года № 22 (далее по тексту — Положение).
При этом следует учитывать, что по смыслу части восьмой статьи 24 Земельного кодекса право пользования земельным участком может быть передано в залог только арендатором данного земельного участка при получении кредита для себя.
31. Обратить внимание судов, что, исходя из статьи 30 Земельного кодекса, важным условием сервитута является невозможность без установления такого права ограниченного пользования чужим участком удовлетворить соответствующие потребности требующего установления сервитута собственника, владельца, пользователя или арендатора участка земли.
Разъяснить судам, что расходы, связанные с установлением сервитута (часть вторая статьи 30 Земельного кодекса), подлежат отнесению на истца.
Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 911 Земельного кодекса не допускается установление права собственности или иных имущественных прав на самовольно захваченный земельный участок, а также на любые здания и сооружения, возведенные на земельном участке сельскохозяйственного назначения, не отведенном для целей строительства, за исключением случаев, предусмотренных законом.
34. Разъяснить судам, что согласно статье 29 Закона Республики Узбекистан «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией» рыночная стоимость изымаемого права на земельный участок определяется оценочной организацией по состоянию на момент до начала процедур изъятия земельного участка или до момента влияния сообщения об изъятии земельного участка на стоимость объекта недвижимого имущества, а также прав на изъятый земельный участок определяются только на основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права на земельный участок собственника или правообладателя.
40. В связи с принятием настоящего постановления считать постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 февраля 2006 года № 3 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с применением Земельного кодекса» утратившим силу.

При обнаружении ошибки в акте, выделите и нажмите Ctrl+Enter.

© Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр «Адолат» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»