2. Разъяснить судам, что под уклонением от уплаты налогов и сборов в соответствии с диспозициями части первой статьи 174 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту — КоАО)
части первой статьи 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту — УК) следует понимать умышленное сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов.
3. Диспозиция части первой статьи 174 КоАО,
части первой статьи 184 УК является бланкетной, поэтому для выяснения содержания понятий «доходы», «прибыль», «объекты налогообложения», «налоги», «сборы» следует исходить из норм Налогового
кодекса Республики Узбекистан (далее — НК), действовавшего на момент совершения деяния.
Согласно части первой статьи 17 НК установлены следующие налоги:
Если лицо в течение года после применения административного взыскания по части второй статьи 174 КоАО вновь совершает аналогичное деяние в значительном размере, наступает уголовная ответственность по
части первой статьи 184 УК.
5. Для правильной квалификации действия лица органы дознания, следствия и суды во всех случаях должны тщательно выяснять размер материального ущерба, причиненного неуплатой налогов, имея в виду, что под ним по смыслу статьи 184 УК необходимо понимать не величину (стоимость) объекта налогообложения, сокрытого или заниженного лицом, а лишь сумму налогов, которую следовало уплатить (без включения сумм финансовой санкции (штрафа и пени), примененных за налоговые правонарушения).
6. Обязательным условием наступления ответственности по статье 174 КоАО,
статье 184 УК является наличие умысла на уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии.
Разъяснить судам, что в соответствии с частью четвертой статьи 223 НК сумма сокрытой налоговой базы по налоговым правонарушениям в случаях неотражения в налоговой отчетности работников, осуществляющих трудовую деятельность или отражении стоимости реализованных товаров в учетных документах по заниженным ценам, чем их фактическая стоимость реализации, определяется за последние двенадцать месяцев, предшествующих дате начала проведения налоговой проверки.
По делам о правонарушениях, предусмотренных статьей 174 КоАО и
статьей 184 УК, кроме установления хотя бы одного из вышеперечисленных либо иных признаков, должно быть доказано наличие в деянии лица прямого умысла (
статья 21 УК) на уклонение от уплаты налогов.
7. По уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, следует иметь ввиду, что, если незаконные действия (бездействие) субъектов налогообложения охватываются диспозицией статьи 184 УК, то дополнительная их квалификация по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления злоупотребление должностными лицами негосударственной коммерческой или иной организации своими полномочиями (
статья 19211УК) и против порядка управления (
статьи 205 — 209,
227,
228 УК), не требуется.
8. Согласно закону (статья 213 НК), лицо не может быть привлечено к административной и уголовной ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Согласно закону (статьи 103 — 105 НК) лицо не привлекается к ответственности, если излишне внесенные суммы по одним видам налогов полностью покрывают умышленно неуплаченные суммы по другим видам. В случаях, если излишне внесенные суммы по одним видам налогов частично покрывают умышленно неуплаченные суммы по другим видам, вопрос о виновности лица решается, исходя из разницы между внесенной и невнесенной суммами.
Согласно статье 73 НК налоговый период соответствует календарному году.
10. Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 174 КоАО и
статьей 184 УК, является физическое лицо (гражданин Республики Узбекистан, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход (прибыль) и обязанное в соответствии с законодательством представлять в органы государственной налоговой службы декларацию о доходах.
К ответственности по статьей 174 КоАО и
статьей 184 УК могут быть привлечены руководитель юридического лица-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, либо работники, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие, наделенные правом составления и подписания банковско-финансовых документов, умышленно включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.
Лица, руководившие совершением преступления, предусмотренного статьей 184 УК, либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика, иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т. п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по
статье 28 УК и соответствующей части
статье 184 УК.
Действия должностных лиц органов государственной власти и управления, негосударственных коммерческих или иных негосударственных организаций, умышленно содействовавших налогоплательщикам в уклонении от уплаты налогов и сборов, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, то есть по статье 28 УК и соответствующей части
статьи 184 УК, а если при этом они действовали из корыстных или иной личной заинтересованности либо в этих же целях способствовали сокрытию преступления, то действия должностных лиц органов государственной власти и управления, подлежат квалификации также и по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против порядка управления (
статьи 205,
209,
210 УК), а действия должностных лиц негосударственных коммерческих или иных негосударственных организаций — по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов (статьи
1929,
19211,
228 УК).
12. Как повторное уклонение от уплаты налогов надлежит квалифицировать действия лица, совершившего два и более деяния, предусмотренных статьей 184 УК, не охваченных единым умыслом, независимо от того, являлся ли он исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление.
13. При определении в денежном выражении размера неуплаченных налогов, являющегося основанием для квалификации содеянного по статье 174 КоАО и соответствующей части
статьи 184 УК как уклонение от уплаты налога, надлежит исходить из базовой расчетной величины, действовавшего на момент окончания указанных правонарушений. При этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные
статьей 4 НК,
статьей 9 КоАО и
статьей 13 УК.
131. Согласно части пятой статьи 184 УК лицо, впервые совершившее преступление, подлежит освобождению от ответственности, если оно в течение тридцати дней со дня получения решения органа государственной налоговой службы или сообщение Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан о совершённом преступлении полностью возместило нанесенный государству ущерб в виде налогов и сборов, в том числе пени и иных финансовых санкций.
В ходе обсуждения вопроса о прекращении уголовного дела на основании части пятой статьи 184 УК, необходимо обращать особое внимание соблюдению тридцатидневного срока погашения ущерба (
статья 86 НК), а также наличию доказательств (платежные поручения, квитанции и т. п.), подтверждающих факт его полного возмещения.
14. Уклонение от уплаты налогов связано с невыполнением лицом определенных норм налогового законодательства. В связи с этим обратить внимание органов дознания, следствия и судов на то, что по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 184 УК, в постановлении о привлечении лица к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого, обвинительном акте, обвинительном заключении и приговоре должно быть обязательно указано, какие конкретно нормы налогового законодательства, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, подсудимым.
191. Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц;
192. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьей 184 УК до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), при наличии обстоятельств, предусмотренных
частью пятой статьи 184 УК, подлежат прекращению на основании
пункта 8 части первой статьи 84 УПК.
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного статьей 184 УК ко дню вступления Закона в силу, при наличии обстоятельств, предусмотренных
частью пятой статьи 184 УК, также подлежат прекращению на основании
пункта 8 части первой статьи 84 УПК.
21. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 6 июня 2003 года № 6 «О применении судами законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов».